Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

Кибербезопасность — это просто!

Интернет-мошенники регулярно изобретают новые схемы обмана. Однако соблюдая простые правила кибергигиены, вы сможете им противостоять. Проверьте свои навыки защиты от киберугроз и узнайте, как оградить от них себя и свою семью.

Признаки надежного пароля

  • Длинный и его трудно угадать. Надёжный пароль содержит 12 символов, включает буквы в разном регистре, цифры и специальные символы (~!@#$%^&*+-/.,{}[]();:|?<>=).
  • В нём нет последовательных комбинаций клавиш. Не используйте последовательный набор клавиш, например «qwerty», — его легко взломать. Для надёжного пароля применяйте случайную комбинацию букв, цифр и других символов.
  • Нет личных данных. Не используйте для паролей личные данные, например фамилию, дату рождения или кличку питомца. Такую информацию легко узнать, просмотрев ваши социальные сети.
  • Содержит фразу. Выбирайте за основу не слова, а фразы — они длиннее, их сложнее угадать или перебрать. Используйте для пароля смешное событие, забавную привычку, тайную мечту — такой пароль легко запомнить и трудно подобрать: «ГотовлюБорЩ_на5+баллов!@», «РекордПрохождения$Цивилизации$-32часа», «_Поеду1_вРио-де-Жанейро-вБелыхШт@н@х».
  • Уникальный. Придумайте пароль для каждого критичного аккаунта — интернет-банка, соцсетей и Госуслуг. Если один и тот же пароль используется в разных сервисах, взломав один, злоумышленники получат доступ ко всем вашим аккаунтам. Для аккаунтов, в которых не хранятся важные данные и не совершаются покупки, можно придумать простой и даже повторяющийся пароль.
  • Хранится в тайне. Не сохраняйте пароли «на листочке» на видном месте, не отправляйте через текстовое сообщение или электронную почту. Даже если вы доверяете человеку, кто-то другой может завладеть и воспользоваться паролем в корыстных целях. Можете использовать менеджеры паролей — специальные программы, которые генерируют, хранят и управляют вашими паролями в одном безопасном онлайн-аккаунте. Так, вам придётся запомнить только один сложный пароль — мастер-пароль от хранилища, где будут собраны все ваши пароли.
  • Подкрепляется двухфакторной аутентификацией (2FA). Это метод защиты аккаунта не только посредством ввода логина и пароля, но и при помощи кода, известного только вам как владельцу аккаунта. Код может быть отправлен по смс или на электронную почту, а также создан специальным приложением-генератором одноразового кода: Twilio Authy, Duo Mobile и «Яндекс.Ключ». 2FA — дополнительный уровень безопасности, так вы усложните путь хакерам. При каждом входе на сайт со включенной двухфакторной аутентификацией вам будет приходить смс с одноразовым кодом подтверждения. Этот код нужно указывать после ввода пароля. Помните, что его никому нельзя сообщать. Если вы получили смс с кодом, который не запрашивали, значит, аккаунт пытаются взломать, нужно срочно сменить пароль.

Защитите свой телефон

  • Скачивайте только проверенные приложения. Злоумышленники распространяют вредоносные программы под видом игр и полезных приложений. Загружайте приложения только из официальных магазинов: здесь строгая модерация, рейтинг, статистика по количеству скачиваний и отзывы пользователей. Если необходимо установить приложения банков, попавших под санкции, скачайте их с официальных сайтов организаций.
  • Не переходите по подозрительным ссылкам. Чтобы заразить телефон вирусом, злоумышленники часто рассылают письма и сообщения с информацией о выигрыше, выгодной акции. При переходе по ссылке из такого сообщения на смартфон может загрузиться вредоносная программа. Если случайно перешли и файл загрузился, ни в коем случае не открывайте его и удалите.
  • Установите антивирус на смартфон. Антивирусы смогут обнаружить вредоносную программу, если она уже оказалась на устройстве. Защитные системы блокируют переходы на заражённые сайты, проверяют ссылки, которые приходят в смс и мессенджерах, выявляют небезопасные настройки на смартфоне. Не забывайте периодически обновлять антивирус.
  • Не давайте приложениям лишних разрешений. Не разрешайте приложениям, например планировщику дел или фонарику, получать доступ к камере, файлам на устройстве, совершению звонков, отправке смс. Если приложение получает подобные разрешения, оно сможет пользоваться этими функциями без вашего ведома — отправлять ваши фотографии на сервер злоумышленников или подписывать на платные рассылки. Разрешения приложений можно проверить в общих настройках телефона.
  • Постоянно обновляйте систему. Киберпреступники ищут уязвимости в программном обеспечении и приложениях, поэтому разработчики программ регулярно выпускают обновления, исправляют ошибки и уязвимости. Включите автоматические обновления операционной системы в установленных приложениях. Если обновления не устанавливать, устройство будет хуже защищено от новых киберугроз.
  • По возможности откажитесь от общедоступного Wi-Fi. Публичные сети могут быть недостаточно защищёнными. Злоумышленники взламывают и перехватывают трафик, который идёт с вашего устройства. В их руках окажутся секретные данные, в том числе логины и пароли от различных аккаунтов. Кроме того, мошенники могут сами размещать точки доступа и выдавать их за бесплатный вайфай в парках, кафе и торговых центрах.

Как распознать звонок мошенника

  • Звонят со скрытого номера. Звонки из банка идут с официальных номеров, указанных на сайте или на банковской карте. Вам могут позвонить из конкретного отделения банка, номер будет федеральным или мобильным, но не скрытым.
  • Спрашивают данные карты. Мошенники спрашивают конфиденциальные данные вашей карты: коды для подтверждения платёжных операций, CVC/CVV — три цифры с обратной стороны банковской карты, логины и пароли, код-пароль из смс к личному кабинету на сайте банка или в мобильном приложении. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли, а номер карты и срок её действия знает из системы обслуживания клиентов.
  • Сообщают тревожную информацию. Мошенники нагнетают ситуацию, пытаясь вогнать жертву в панику, заставить действовать необдуманно, поспешно. В таком состоянии человек может поделиться с преступниками конфиденциальной информацией или перевести деньги на счёт обманщиков. Мошенники могут представиться сотрудниками банка и сообщить, что организация заблокировала счёт, начислила штраф за кредит или по карте проведена подозрительная операция. Представиться сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры и запугать уголовным делом или сообщить о попавшем в беду родственнике. Под видом сотрудников Пенсионного фонда, Налоговой службы и даже Госуслуг запугивать отменой льгот, выплат и начислением штрафов.
  • Давят на вас. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать жертве времени обдумать ситуацию. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. В ходе звонка предостерегают от самостоятельных попыток разобраться с проблемой.
  • Сообщают о внезапном выигрыше. Мошенники сообщают о внезапном выигрыше в лотерею, предлагают прибыльную работу или беспроигрышные конкурсы. Взамен просят оплатить небольшой взнос — перевести на указанный счёт деньги или сообщить данные банковской карты.
  • Уговаривают открыть ссылку из смс. Во время разговора мошенники сообщают, что вам пришла ссылка в смс, и настойчиво уговаривают её открыть. Так злоумышленники хотят, чтобы под видом антивируса или другой полезной программы вы установили вредоносную программу. Это позволит мошенникам получить доступ к вашему смартфону и похитить данные или деньги, воспользовавшись мобильным банком, или подписать на платные рассылки.
  • Сбрасывают звонки. Мошенники звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок, чтобы вынудить жертву перезвонить на этот номер. Хитрость в том, что обратный звонок на подозрительный номер будет платным. Иногда мошенники оставляют сообщение в голосовой почте — это повышает шанс, что вы решите перезвонить.

Как защитить себя от мошенников

  • Не паникуйте. Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших денег. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Скажите, что перезвоните самостоятельно, и сразу завершите звонок. Иначе мошенники продолжат запугивать и давить на вас. Если возникли сомнения в безопасности банковских счетов, позвоните в банк по номеру с официального сайта или с пластиковой карты. Обязательно расскажите оператору о звонке мошенника и о том, что вы ему сообщили. При необходимости оператор заблокирует вашу карту или приостановит возможность проведения операций в интернет-банке. Не перезванивайте по номеру, с которого совершался звонок. Даже если он отображается как официальный номер организации, это может быть маскировка мошенников. Номер нужно набрать вручную.
  • Не сообщайте логины и пароли от аккаунтов, платёжные данные, одноразовые коды из смс. Единственная ситуация, при которой требуется назвать устно одноразовый код, — личное обслуживание в банке или в магазине. Когда нужно подтвердить операцию, например выдачу банковской карты или списание бонусов программы лояльности.
  • Установите программу или подключите сервис определения номеров мошенников у мобильного оператора или в банковском приложении. Эти сервисы распознают и блокируют звонки мошенников, в том числе замаскированные под официальные номера банков и ведомств. Номер проверяется в базе, и во время звонка высвечивается информация о том, кто вам звонит. Однако помните, что базы операторов не всегда обновляются автоматически, поэтому регулярно обновляйте их вручную и не теряйте бдительности.
  • Не переводите деньги на счета, номера которых вам называют по телефону. Никакого «резервного счёта», который позволит спасти ваши деньги, не существует. Это счёт мошенников, и вы добровольно переведёте им свои деньги Нельзя переводить деньги «сотруднику полиции», который обещает решить проблемы попавшего в неприятную ситуацию родственника. Даже если у ваших родных действительно возникли проблемы с законом, решать их нужно легальным путём.

Не переходите по ссылкам, которые присылают во время звонка. Не устанавливайте навязываемые приложения: никаких «специальных антивирусов» не существует. Всю необходимую информацию можно найти на официальных сайтах банков, а безопасные программы ищите в магазинах приложений — у них строгая модерация, рейтинг, статистика по количеству скачиваний и отзывы пользователей

Прикрепленные файлы

Кибербезопасность и защита от телефонных мошенников
Скачать
(pptx,   142.98 Kb)