Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды).

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в соответствии с компетенцией:

- Министерством природных ресурсов и экологии РФ,

- Министерством сельского хозяйства РФ,

- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии,

- Федеральными агентствами лесного хозяйства, по недропользованию, водных ресурсов, по рыболовству,

- Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии,

- исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

- Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Постановлением установлено, что государственный экологический мониторинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.

Кроме того, внесены изменения в Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, водных биологических ресурсов, Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды и иные документы.

Постановлением установлено, что в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды размещаются: сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; информация, включенная в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; информация о радиационной обстановке; информация о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и иные сведения.

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет особенности туризма на особо охраняемых природных территориях

Туризм на особо охраняемых природных территориях представляет собой временные выезды (путешествия) на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов.

Основными критериями, особенностями организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях являются:

- сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма;

- соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма (максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем), режима ее особой охраны;

- осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах;

- сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Предельная допустимая рекреационная емкость особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения при осуществлении туризма рассчитывается на основании Типовых правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2023 №№ 1809, 1811.

Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется:

- в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории;

- в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории;

- в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории.

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура  разъясняет законодательство об охране лесов от пожаров:

С 01.01.2024 вступили в силу поправки в Лесной кодекс Российской Федерации.

Вводится понятие «уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар», под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по ликвидации ландшафтных (природных) пожаров. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством РФ.

Нововведения коснулись ст. 53.1 Лесного кодекса РФ:

- введено понятие противопожарного обустройства лесов, которое представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров;

- дополнительно предусматривается создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

- статья дополнена новой частью, в которой предусмотрен перечень мероприятий, включенный в противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах, а именно издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации; проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения; иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

В Лесной кодекс РФ введена новая статья 53.9 - меры экстренного реагирования. Меры экстренного реагирования - это комплекс мероприятий, направленных на оперативное привлечение сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса полномочия, в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда.

Меры экстренного реагирования включают в себя:

1) обеспечение готовности сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования на лесные пожары;

2) оперативную доставку федерального резерва экстренного реагирования к местам тушения лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, и обратно к местам постоянной дислокации, в том числе авиационными средствами;

3) тушение лесных пожаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении мер экстренного реагирования.

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет правила предоставления природопользователями декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления, взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Согласно ч. 5 ст. 16.2, ч. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Во исполнение ч. 9 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,  и представляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в п. 5 Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»). При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что в случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.

Форма декларации о плате за негативное воздействие также утверждена приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о расширении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023
№ 2909-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Перечень необходим для нормирования выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, состояния почв и содержит 293 наименования для атмосферного воздуха, 265 для водных объектов и 87 для почв.

Введение мер госрегулирования для новых веществ запланировано поэтапно, с учетом сроков получения предприятиями природоохранных разрешительных документов.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов

Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов регламентированы главой VII.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

При эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности (далее - отдельные производственные объекты), должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта в соответствии с планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее - план мероприятий).

План мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ территории, в отношении которой реализуются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

План мероприятий утверждается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, при наличии заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, а также заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.

В течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.

По результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Росприроднадзором, в случае реализации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключение о соответствии плану мероприятий выдается в течение одного месяца со дня окончания внеплановой выездной проверки.

В Чувашской Республике должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики привлечено к административной ответственности за нарушение требований законодательства о государственном надзоре (контроле).

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о государственном контроле (надзоре) в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Установлено, что должностным лицом Министерства сведения и документы о проведенных профилактических мероприятиях размещаются в ФГИС «Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий» за пределами установленного законом срока.

По постановлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры мировым судьей виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий).



02 мая 2024
13:41
Поделиться