Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

Памятка по профилактике бесконтактных хищений

  1. Способ хищения: Интернет покупки.

Примеры:

Мошенники создают «зеркальные» сайты – копии реально существующих магазинов, используют всего лишь одну лишнюю цифру или букву, иные символы, похищают деньги или данные невнимательных пользователей. 

Мошенники регистрируются в качестве продавца, предлагают товары, получают заказы на них. После того, как покупатель оплачивает товар, мошенник сообщает, что товар закончился. Покупателю возвращается уплаченная сумма,
а взамен приходит ссылка на сторонний сайт, где этот товар можно приобрести
по скидке. Если купить что-то на таком сайте, то вместо желаемого товара могут прислать бракованный или просто пустые коробки.

Способы защиты:

– При любой покупке в Интернете будьте бдительными, подробно
и внимательно изучите сайт, его название и указанный адрес, сравните его
с официальным названием той организации, где желаете купить товары и услуги.

– Не переходите ни по каким случайным ссылкам.

– Не оставляйте данные своей банковской карты на подозрительных сайтах.

– Изучайте отзывы о продавце, внимательно смотрите, когда он был зарегистрирован на сайте, торговой площадке, проверяйте даты отзывов о нем.

– Сохраняйте всю переписку и контакты продавца, запишите название сайта. Указанные сведения помогут правоохранительным органам поймать мошенников.

– Ни одна компания не будет продавать свои товары по невыгодным ценам. Мошенники используют скидки и распродажи, чтобы заманить доверчивых пользователей на свои сайты.

  1. Способ хищения: Под видом банковского работника (сотрудника службы безопасности, сотрудника полиции, налоговой, прокуратуры и т.д.).

Человеку поступает звонок, в ходе которого собеседник представляется сотрудником банка и сообщает, что кто-то пытается списать деньги, оплатить товары или услуги с банковской карты, или получить кредит на его имя на крупную сумму. Кроме того, для оказания психологического давления сообщают, что указанные деньги уходят на финансирования Вооруженных сил Украины и на самих жертв могут возбудить уголовное дело. Чтобы сохранить сбережения, необходимо незамедлительно назвать ее реквизиты - это номер карты, трехзначный код
на обратной стороне (CVV) и срок ее действия, или перечислить деньги на указанный «безопасный» счет.

Также потерпевшему звонят от имени работников банка, предлагают установить приложение («RUST DESK REMOTE DESKTOP», либо иное стороннее приложение) под предлогом отмены несанкционированного оформления кредита.

Топ типичных фраз, которые чаще всего используют мошенники:

- «Вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка, сотрудник центробанка»;

- «Продиктуйте код из СМС-сообщения»;

- «Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»;

- «Идут следственные действия, помогите задержать мошенников
и не разглашайте информацию»;

- «Специальный или безопасный счет»;

- «Оформлена заявка на кредит»;

- «Ваши деньги уходят на поддержку Вооруженных сил Украины».

Примеры:

– Поступает звонок от сотрудника Центробанка России, который сообщает что он контролирует все банковские учреждения и в настоящее время от коллег поступила информация о том, что кто-то пытается оформить на его имя кредит
на сумму 100 тыс. рублей. В ходе беседы преступник выясняет в каких банковских учреждениях у него имеются открытые счета. После чего предлагает отправиться
в отделения банковских учреждений, при этом называет конкретные банки (сбербанк, ВТБ, Алфа-Банк, МТС-банк, Газпромбанк) и адреса их расположения и предлагает
в указанных учреждениях оформить кредит, с целью перевода денежных средств
на безопасный счет для их последующей сохранности.

– Поступает звонок от сотрудника полиции, который сообщает, что
он расследует уголовное дело по фактам мошеннических действий, или поступили сведения об утечке информации из банковских учреждений, либо у него в разработке находится преступная группа, члены которой пытаются оформить на его имя кредит в банковском учреждении. Также он сообщает, что ему в настоящее время ему поступит телефонный звонок от лже сотрудника банка, которому он должен подыграть, в целях его изобличения.

Аферисты всегда торопят, чтобы у Вас не было времени все обдумать. Сильные эмоции притупляют бдительность.

Способы защиты:

Немедленно прекратить разговор – это мошенники!!!

– Не называть трехзначный код на обратной стороне (CVV), коды из СМС,
PIN-код, пароли/логины к банковскому приложению и онлайн-банку, кодовое слово, персональные данные, и не перечислять деньги, позвонить на телефон банка, указанный на карте.

Сотрудники банков и полиции НИКОГДА не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС и не просят совершать переводы с Вашей карты.

Внимание! Банковская карта является ключом к счету. Поэтому никому ее не передавайте, не сообщайте ее реквизиты. В случае поступления информации о сомнительных операциях, обращайтесь непосредственно в банк или по телефону горячей линии, указанному на карте.

  1. Представившись сотрудником сотовой компании под предлогом продления действия СИМ-карты.

В рамках реализации указанной мошеннической схемы телефонные аферисты обращаются к гражданам с утверждением о необходимости как можно быстрее продлить договор на пользование телефонным номером, в противном случае документ будет аннулирован и номер перейдет другому человеку. Во время такого разговора злоумышленник старается максимально отвлечь внимание потенциальных жертв, рассказывая о различных технических деталях. Далее мошенник уточняет,
на какой срок человек желает продлить договор с мобильным оператором.

После получения всей необходимой информации на телефон жертвы приходит SMS-сообщение с кодом подтверждения, который необходимо сообщить «для подтверждения пользовательского соглашения» о продлении договора на новый срок. В процессе разговора мошенник продолжает отвлекать собеседника различными ненужными деталями, невзначай спрашивает код, который пришел в сообщении,
а затем говорит о том, что отправил клиенту ссылку. По этой ссылке жертве предлагается перейти и ввести код для завершения «дистанционного подписания договора». Этот код, в большинстве случаев, является кодом подтверждения для авторизации в личном кабинете потенциальной жертвы на портале госуслуг.
К тому же злоумышленники могут также попросить человека внести на телефонный номер с помощью банковской карточки небольшую сумму денег, предложив сделать это на сайте по указанной ими ссылке. В результате этого в руках аферистов окажутся и платёжные данные пользователя.

Способы защиты:

– Договоры, заключаемые абонентом с сотовыми операторами,
не предусматривают ограниченного срока пользования номером.

– Не следует переходить по ссылкам в СМС-сообщении и называть полученные в сообщении код подтверждения.

  1. Мошеннические действия в отношении несовершеннолетних граждан.

Дети и подростки остаются среди наиболее уязвимых категорий населения
в плане психологической защищенности от мошенников. Активное использование интернета, мобильных устройств, участие в онлайн-играх и совершение покупок
в интернет-магазинах увеличивает их риски стать жертвами мошенничества.

Примеры:

Часто мошенники используют различные уловки, чтобы заставить доверчивых школьников разгласить данные своих или родительских банковских карт. Например, на сомнительных сайтах предлагают «бесплатные» игровые предметы, такие как скины в Counter-Strike, Roblox, читы или дополнения для Minecraft или в других популярных играх.

Также распространена схема, при которой в социальных сетях или мессенджерах школьникам сообщают о якобы выигрыше в розыгрыше. Однако для получения приза требуется предоставить данные банковской карты.
Иногда розыгрыши действительно проводятся известными блогерами, и школьник может участвовать в них, но до официального объявления победителей неизвестные лица могут назваться представителями организаторов и попытаться получить конфиденциальную информацию/платёжные данные.

Кроме того, мошенники предлагают школьникам «заработать» в интернете, используя различные схемы, включая финансовые пирамиды и криптовалютные проекты. Подростки, вкладывая деньги в эти проекты в надежде быстро разбогатеть, рискуют потерять свои средства, которые в итоге попадают на счета злоумышленников.

Способы защиты:

Родителям необходимо как можно чаще проводить с детьми разговоры
о необходимости соблюдения финансовой и цифровой безопасности. Например, ребёнку нужно сказать, чтобы он никогда не переходил по незнакомым ссылкам, никогда и нигде не вводил данные банковской карточки без разрешения родителей. Кроме того, детям надо рассказать, что не стоит сразу же верить любым сообщениям о том, что они где-то выиграли или же прельщаться лёгким заработком в интернете.

Будьте бдительны и предупредите своих детей о возможных угрозах в сети Интернет!

  1. Представившись сотрудником портала «Госуслуги».

Примеры:

Злоумышленники звонят от имени службы поддержки портала «Госуслуги»

и сообщают, что аккаунт пытаются взломать неустановленные лица.
Для своевременного предотвращения попыток нужно сообщить направленный SMS-код.

Опасаясь за свою учетную запись, люди сообщают информацию. После чего преступники используют код для сброса пароля в учетной записи и получают полный доступ к персональным данным.

Далее мошенники заключают от имени граждан договоры займа на сайтах микрофинансовых организаций. Для входа используют упрощенную идентификацию. Вот только контактные данные и банковскую карту указывают свои.

Способы защиты:

– Не пересылайте никому копии паспортов и других важных документов.

– Относитесь с осторожностью к звонкам с незнакомых номеров.

– Применяйте двухфакторную аутентификацию во всех онлайн-сервисах
и приложениях.

  1. Способ хищения: Под предлогом получения компенсации за ранее приобретенные товары, заманивают на распродажи.

Преступник звонит гражданину и сообщает, что ему положена денежная компенсация, социальные выплаты или сверхприбыльные инвестиционные проекты.

Признак хищения: необходимость предварительной оплаты за разные услуги для получения компенсации. Гарантия быстрого обогащения – признак обмана. Огромные скидки и низкие цены могут оказаться мошеннической уловкой.

Способы защиты: не перечислять деньги незнакомцам, кем бы они
не представлялись. Не переходите по ссылкам от незнакомцев – сразу удаляйте сомнительные сообщения.

  1. Способ хищения: Под предлогом помощи родственникам, близким.

Мошенники по телефону представляясь родственниками или их знакомыми, или сотрудниками правоохранительных органов по просьбе родственников, просят срочно перечислить, перевести деньги на банковский счет или по номеру телефона чтобы их «спасти от беды» (от уголовной и иной ответственности в результате ДТП, иного происшествия, или для экстренного лечения и т.д.)

Признак хищения: срочность, ранее неизвестные номера телефонов.

Способы защиты:

– Прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону, возьмите паузу, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, позвоните близким людям и обсудите
с ними сложившуюся ситуацию.

– Если вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги свяжитесь с ним лично. Даже если он не подходит к телефону — это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых.

– Данные о ваших банковских счетах, номер карты, пин-код или CVV/CVC/CVP- код, код из СМС и любые другие сведения для совершения банковского перевода нельзя сообщать никому.

– Вы никогда не можете быть уверены в том, что позвонивший вам человек — именно тот, кем представляется. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.

– Ни банки, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы
по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать — знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку
и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.

  1. Способ хищения: Под предлогом займа денег.

Мошенники получают доступ к взломанным аккаунтам в социальных сетях
и мессенджерах, после чего под видом знакомых просят одолжить деньги.

Признак хищения:

Знакомые просят взаймы через социальные сети, просят перевести денежные средства по реквизитам из сообщения, а не по известному Вам его номеру телефона.

Способы защиты:

– Перезвонить своему знакомому и уточнить о его просьбе;

– При осуществлении перевода обратить внимание на данные получателя перевода денежных средств. Чаще всего в случае перевода мошенникам указанные счета обезличены.

  1. Способ хищения: Под предлогом оказания услуг (интимных, заработка, займа, аренды).

Мошенник размещает в Интернете объявление о продаже товара (оказании услуги, работы) и просит перечислить деньги за товар, внести предоплату.

Признак хищения:

– Продавец просит предоплату за товар (за услугу);

– В случае обращения через различные сайты для оказания интим услуг в последующем Вам перезванивают и сообщают о нарушении работы сайта по Вашей причине, высказывают слова угрозы и требуют оплаты за причиненный ущерб.

Способ защиты:

– Не переводить деньги заранее. Потребовать у продавца отправить товар
по почте с использованием услуги - описью вложения, а оплатить за услугу после
ее предоставления.

– Ни в коем случае нельзя совершать покупки в Интернете с использованием кредитной или зарплатной карты, где у вас могут быть крупные суммы денег!

– Заведите отдельную дебетовую карту для платежей в интернете и кладите
на нее нужную сумму перед оплатой!

– Помните, что при просматривании интернет сайтов никаким образом его работа не может быть нарушена.

  1. Способ хищения: С помощью вирусной рассылки.

Приходит сообщение о получении выигрыша, приза, для получения которого необходимо перейти по указанной в сообщении ссылке

Признак хищения: получение сообщения со ссылкой с неизвестного номера.

Способы защиты:

– Установите антивирус и регулярно обновляйте его.

– Сохраняйте в закладках адреса нужных сайтов.

– Не переходите по подозрительным ссылкам.

Как противостоять воздействию телефонных мошенников?

  1. Прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону, возьмите паузу, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, позвоните близким людям и обсудите
    с ними сложившуюся ситуацию.
  2. Если вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги свяжитесь с ним лично.  Даже если он не подходит к телефону — это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых.
  3. Не разговаривать по телефону с сомнительными собеседниками
    и перепроверять факты наличия каких-либо задолженностей, блокировок карт
    и санкционированных платежей исключительно по официальным горячим линиям российских кредитных учреждений или при личном присутствии в офисе банка.
  4. Данные о ваших банковских счетах, номер карты, пин-код
    или CVV/CVC/CVP – код, код из СМС и любые другие сведения для совершения банковского перевода нельзя сообщать никому.
  5. Ни банки, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы
    по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать — знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы. Если вам поступил подозрительный звонок, положите трубку
    и перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились.
  6. Критически мыслите и относитесь с особой осторожностью к любым «крайне выгодным предложениям» в Интернете, которые будут встречаться в сети постоянно — часть из них будут мошенническими. Проверяйте любые веб-ресурсы, используемые для ознакомления с различными выгодными предложениями.
    Это связано с тем, что мошенники часто создают фишинговые сайты, направленные на получение данных и денег у российских граждан, которые сложно отличить
    от оригинальных и реальных ресурсов, принадлежащих крупным компаниям.
  7. Любые решения об оплате различных счетов, предоставлении доступа или подтверждении личности следует принимать максимально осознанно, без спешки,
    а также, если возможно, посоветоваться об этом с близкими друзьями или родственниками, которые могут предупредить о потенциально мошенническом характере таких действий.
  8. При любых подозрениях на списание денежных средств или совершение мошеннических действий необходимо немедленно прекращать общение
    с вызывающими подозрение людьми, бросать трубку и самостоятельно перезванивать в своё финансовое учреждение.

 

Памятка по предупреждению вовлечения жителей Чувашской Республики
в террористическую и экстремистскую деятельность посредством телефонного мошенничества

 

Телефонные мошенники под различными предлогами склоняют граждан
к поджогам объектов социальной инфраструктуры, жизнеобеспечения, автомобилей в местах массового скопления людей.

МВД по Чувашской Республике разъясняет, что правоохранительные органы России не привлекают граждан к содействию посредством телефонных переговоров и не осуществляют борьбу с преступностью противозаконными способами.

Любые телефонные звонки такого рода являются противоправными
и направлены на вовлечение граждан в совершение преступлений, в том числе террористического характера, а также против безопасности государства.

Необходимо учитывать, что подобные деяния, связанные с совершением поджогов, подрывов, иным умышленным уничтожением и повреждением объектов власти, могут быть расценены как террористический акт
(статья 205 УК РФ) или диверсия (статья 281 УК РФ).

Признаки склонения к диверсионным действиям:

– в ходе телефонного звонка мошенники представляются сотрудниками государственных органов (банков, ФСБ и др.), чтобы вызвать доверие и страх
у жертвы;

– злоумышленники создают иллюзию срочности и секретности – требуют немедленно выполнить задание и никому не рассказывать;

– шантажируют угрозой насилия или тюрьмы, если жертва не выполнит их требования;

– могут делать упор на том, что, совершая преступление, человек тем самым помогает отечественным спецслужбам поймать вражеских агентов или мошенников;

– злоумышленники обещают финансовое вознаграждение или помощь
в решении проблем (вернуть деньги, списать долги), если жертва совершит преступление;

– мошенники целенаправленно выбирают в качестве жертв пожилых или несовершеннолетних, рассчитывая на их уязвимость и доверчивость;

– используют страхи и тревоги людей, связанные с текущей ситуацией
в стране.

Всем гражданам важно быть бдительными, не верить звонкам
от незнакомцев, не выполнять их требования и немедленно сообщать
о таких случаях в правоохранительные органы.

 

 

МВД по Чувашской Республике



20 февраля 2024
11:29
Поделиться