Организация работы, направленной на выявление случаев неформальной занятости и легализации трудовых отношений
Задача Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Канашском районе Чувашской Республике (далее – Межведомственная рабочая группа) состоит не только в получении и обмене имеющейся информаций трудовых отношениях, но и в организации совместных контрольных мероприятий. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы, прокуратуры, судебных приставов, центра занятости населения.
Информационно-разъяснительный блок
- Организация работы телефонов "горячей" линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или "конвертных" формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.
- При поступлении соответствующей информации от граждан:
а) оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений – трудовыми;
б) в прокуратуру направляется ходатайство местной Администрации района о проведении проверки, копия – в Межведомственную рабочую группу;
в) проводить заседание в местной Администрации района с приглашением "проблемного" работодателя;
- Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:
а) выезд Межведомственной рабочей группы в поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения с участием представителей прокуратуры;
б) освещение проблематики в СМИ.
- Выявление "проблемных" работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства
- В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в представлении отчетности:
- выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда;
- работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот;
- работодатели, длительное время не отчитывающиеся или представляющие нулевую отчетность;
- работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.
- Для поиска данных работодателей прорабатываются варианты:
1) получение информации от МИФНС № 4 России по Канашскому району об организациях, представляющих нулевые отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
2) получение информации от МИФНС № 4 России по Канашскому району о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.
Данная информация позволяет выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.
Начисление организацией НДФЛ и не начисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.
3) сопоставляются информация о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.
4) совместно с представителями налоговой службы анализируется отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Сравниваются данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).
5) анализируется информация о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в налоговую службу о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.
6) на основании информации МИНФС № 4 России по Канашскому району определяются предприниматели, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело.
Наличие одного из этих признаков является основанием для приглашения данного работодателя на межведомственную комиссию на предмет неоформленных трудовых отношений.
Приглашаются руководители организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, на заседания комиссии для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых отношений. Предлагается руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор.
.
2.1.С учетом проанализированной информации, рассматривается возможность проведения выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.
2.2.При подтверждении фактов неформальной занятости – направляется соответствующее сообщение о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру.