12 января 2021 года в деревне Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики состоялось общественное обсуждение по вопросу строительства участка скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» на территории Чувашской Республики.
Инициатором проведения мероприятия выступила Общественная палата Чувашской Республики.
В мероприятии приняли участие заместитель Генерального директора-руководитель проекта ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» Сергей Затолокин, представитель ГК «Автодор» Евгений Павлов, председатель Общественного совета при Главе Чувашской Республики Наталия Партасова, представители министерств и ведомств Чувашии, члены общественных советов при органах исполнительной власти и муниципальных образований республики, главы администраций муниципальных образований, сельских поселений, местные жители, представители СМИ.
Модератором обсуждения выступил председатель комиссии по вопросам экономического развития, предпринимательства, транспорта и туризма Общественной палаты Чувашской Республики Ванифатий Шайкин.
Председатель Общественной палаты Чувашской Республики Алексей Судленков отметил, что в Чувашии дорога будет пересекать Шумерлинский, Вурнарский, Ибресинский, Комсомольский, Канашский и Янтиковский районы. Протяженность объекта по республике составит ориентировочно 94 км. Основной подрядчик, который будет работать на территории республики - АО «ДСК «АВТОБАН». Строительство магистрали планируется начать в 2021 году завершить в 2024 году.
Заместитель Генерального директора-руководитель проекта ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» Сергей Затолокин рассказал, что проектируемая платная скоростная автомобильная дорога М-12 является важнейшим звеном международного транспортного коридора «Запад – Восток», проходящий по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также Чувашии и Республики Татарстан.
«В соответствии с контрактом, новая магистраль будет соответствовать технической категории IБ с расчетной скоростью движения летом 130 километров в час, в зимний период – 110 километров в час. Дорога представляет собой четыре полосы движения - по две в каждую сторону, с разделительным барьерами и с полным освещением на протяжении всей трассы. Согласно проекту, предполагается строительство мостового перехода через реку Сура, установка 132 водопропускных труб, а также порядка 52 искусственных сооружений – это мосты, путепроводы, экодуги (специальные сооружения, по которым будут передвигаться животные). Дорога будет оснащена шумозащитными экранами», - отметил Сергей Затолокин.
На данный момент планом работ предусматривается строительство двух транспортных развязок в разных уровнях в Шумерлинском (на а.д. Чебоксары-Сурское) и Комсомольском районах (А-151). Вопрос устройства дополнительной транспортной развязки будет рассмотрен в ходе проектирования.
Строительство 794-километровой трассы разбито на 8 этапов. На Чувашию приходятся 6-й (от пересечения Нижегородской области до автодороги федерального значения А-151) и 7-й (от автодороги федерального значения А-151 до границы с Республикой Татарстан).
«Если говорить по муниципалитетам, то шестой этап - это Шумерлинский, Вурнарский, Ибресинский районы, седьмой – Канашский, Янтиковский, Комсомольский районы».
По итогам конкурсных процедур в качестве подрядчика определены следующие организации: 6 этап - АО «ДСК «АВТОБАН», стоимость контракта составила 69,211 миллиардов рублей; 7 этап - ООО «СК Автодор» (дочернее предприятие ГК «Автодор»), стоимость контракта составляет 42 млрд. рублей.
На сегодняшний день заказчиком – ГК «Автодор» проведены конкурсные процедуры на определение подрядных организаций, которые будут выполнять работы по разработке проектно – сметной документации и строительству 6 этапа (454-586 километры) и 7 этапа (586-663 км), проходящих по территории Нижегородской области, Чувашской Республики и Республики Татарстан.
В настоящее время проводится подготовительная часть работ. Дорожники завершили геологические и геодезические изыскания, закрепили прохождение трассы по лесным участкам и начали передислокацию техники и монтаж вахтовых поселков. Также планируется создание хабов, которые обеспечат новые транспортные возможности, в том числе для сельскохозяйственной продукции.
Представитель ГК «Автодор» Евгений Павлов рассказал, что по выкупу земельных участков прорабатывается вопрос с арендаторами и собственниками участков на предмет их изъятия для строительства объекта на безвозмездной или возмездной основе с проработкой механизма отчуждения земель. Он напомнил, что существует установленная законом процедура выкупа по рыночной стоимости, определенной путем независимой оценки.
Наталия Партасова отметила, что в реализацию данного проекта необходимо привлекать, в первую очередь, местные компании: «Важно, чтобы те инвестиции, которые заложены на строительство данной магистрали на территории республики, получили отклик на экономике республики. Поэтому необходимо привлекать местные строительные компании, подрядные организации, предпринимателей для реализации проекта. Это даст импульс экономическому развитию нашей республики».
Было отмечено, что в рамках реализации проекта для жителей появится более 500 рабочих мест. «Понадобятся инженерно-технические специалисты, механизаторы, водители, дорожные рабочие. Вакантные места можно посмотреть на платформе hh.ru и там же оставить заявку», - добавил Сергей Затолокин.
Для вырубки лесного массива в створе скоростной автодороги М-12 на территории Чувашской Республики по итогам проведения конкурсных процедур определена подрядная организация, которая будет осуществлять полный комплекс работ с учетом их переработки и дальнейшего потребления. По итогам были определены две компании: «Плитинвест» и «Мульча+». Работа по вырубке леса будет произведена до мульчирования веток и порубочных остатков. Подрядчики согласно договору должны завершить данную работу в срок до апреля текущего года.
При разработке проекта также были учтены вопросы по рекультивации земельных участков. «После завершения строительства объекта на земельных участках, использованных под размещение инертных материалов и строительных городков, будет производиться рекультивация земельных участков с засыпкой растительного грунта с последующим посевом трав. Будет восстановлена как биологическая, так и технологическая составляющая земель», - подчеркнул Сергей Затолокин.
Много вопросов у жителей возникло при обсуждении построек новых песчаных карьеров. Эксперты отмечали, что согласно проекту, для строительства скоростной автодороги М-12 на территории Чувашской Республики по рабочей документации планируется предусмотреть плечо транспортировки инертных материалов в радиусе 30 км. Сергей Затолокин: «Запасы песка в тех карьерах, которые входят в проектируемый радиус, не хватают для реализации проекта, поэтому в настоящее время ведутся изыскания мест, где можно было бы сделать новые карьеры. Для привлечения других карьеров необходимо осуществить корректировку сметной документации».
Наталия Партасова: «Надо учитывать и те моменты, что новые песчаные карьеры потом останутся, а людям надо жить на этих территориях. Поэтому, необходимо посмотреть привлечение песчаных карьеров за пределами планируемого радиуса, даже если это потребуют увеличение затрат на транспортировку. Надо находить компромисс с местными карьерами. Все должно быть безопасно и приемлемо для населения».
Депутат Государственного Совета Чувашской Республики Александр Андреев добавил, что новые карьеры могут появиться как на землях сельскохозяйственного назначения, так и на землях лесного фонда и даже рядом с жилыми домами. «Это может нанести большой ущерб природным территориям, а заодно и проживающим в населенных пунктах вдоль будущей трассы людям. Необходимо тщательно проработать данный вопрос, чтобы местные жители не чувствовали дискомфорта», - сказал он.
Глава администрации Порецкого района Евгений Лебедев предложил рассмотреть возможность добычи песка на территории Порецкого района, методом намыва с реки Сура, добычи песка из русла реки Волга, а также по действующим лицензированным карьерам.
Министр природных ресурсов и экологии Александр Воробьев предложил провести отдельную встречу с и арендаторами лицензированных карьеров для рассмотрения наличия запасов инертного материала (песка и грунта) в карьерах с дальностью возки не более 30 км до места прохождения скоростной дороги М-12, а также по вопросу единого ценообразования.
По словам экспертов, утилизация строительного мусора и посторонних предметов при строительстве объекта, а также с площадок строительных городков будет осуществляться вывозом и утилизацией на полигон ТБО.
Участники также были обсудили темы проездов грузовых транспортных средств по дорогам общего пользования местного значения, вопросы восстановления автомобильных дорог, планируемых к использованию для транспортировки материалов, вопросы компенсации сельскохозяйственным предприятиям по потерям озимых культур, а также вопросы благоустройства и рекультивации земельных участков, которые планируется использовать под размещение инертных материалов и строительных городков.
Часть вопросов, озвученных в ходе проведения общественного обсуждения, эксперты взяли на проработку.
В завершение мероприятия участники отметили, что в строительстве автомагистрали необходимо максимально учесть интересы жителей населенных пунктов, по которым будет проходить автомобильная дорога,рассмотреть различные варианты обеспечения комфортного проживания жителей, а также необходимость дискуссий и поиска компромиссов в случае возникновения спорных вопросов.