Чувашской вышивкой, друзья, вы любовались ли хоть раз? 26 ноября - День чувашской вышивки
За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай
Одним из основных видов национального орнаментального искусства у чувашей была вышивка. Ей чуваши придавали большое значение. Вышивка служила для них оберегом. Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различного рода обрядовые принадлежности. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Богатство узоров вышивки, их красочность, декоративность делают их жизнеспособными, таит в себе широкие возможности для их творческого развития. Вдохновляясь эмоционально-художественным значением вышивки, композиторы и поэты воссоздавали свои стихи и песни.
В преддверии празднования Дня чувашской вышивки в Чувашской Республике запускается ряд акций:
- Акция «Фото в чувашской национальной одежде» в режиме онлайн с хештегом #ДеньЧувашскойВышивки. Участники размещают в социальных сетях свои фотографии в чувашской национальной одежде с соответствующим хештегом и приглашением присоединиться к акции своих знакомых.к
- Акция «Укрась окно традиционным чувашским орнаментом» в режиме онлайн с хештегом #ДеньЧувашскойВышивки. Для участия в акции следует оформить окна своих квартир/домов/офисов с использованием чувашских орнаментов, а затем разместить в своих социальных сетях фотографии окон с соответствующим хэштегом.
- Челлендж «Чувашская вышивка в песнях и стихах» в режиме онлайн с хештегом #ЧувашскаяВышивкаРЦНТ. Участники записывают видео с исполнением песен и стихов, где встречаются слова, посвященные вышивке и выставляют это видео в соц. сетях и предлагают присоединиться к челленджу своих знакомых и друзей.
- Акция «Маски с чувашским орнаментом». Для участия в акции необходимо вышить защитную маску, используя чувашские орнаменты, надеть, сфотографироваться и выложить пост в социальных сетях под специальным хештегом #ЧувашскаяВышивкаРЦНТ и передать эстафету своим друзьям.
- Акция «Чувашский орнамент в кулинарии». Для участия в акции необходимо приготовить любое блюдо или выпечку в виде чувашского орнамента (руны) или украсить чувашским узором, сфотографировать и выложить пост в социальных сетях под специальным хештегом #ЧувашскаяВышивкаРЦНТ.
В пресс-службе Минкультуры Чувашии отметили, что все видеозаписи должны быть выставлены в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм) с 13 по 26 ноября 2020 года с указанием места жительства (район или город).
Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).
Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.
Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.
Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.
Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.
Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.
Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.
Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.