Расписание занятий (очно-заочная форма) по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Начало занятий – 03 июня 2020 г. Окончание занятий – 18 июля 2020 г.
Дата |
Время |
Очно |
Заочно |
Тема |
Преподаватели |
|
|
03.06. (Ср.) (4 ч.) |
16.00-16.15 |
Открытие курсов. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
|||
I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
|
||||||
16.15-17.45
|
2 ч.
|
|
Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Задачи подготовки. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей. Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
|
||||||
17.45-18.30
|
1 ч. |
|
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
18.30-19.15
|
1 ч. |
|
Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок Представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
06.06. (Сб.) (10 ч.) |
I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
|
|||||
09.00-12.00
|
4 ч. |
|
Индивидуальное собеседование. Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки. |
Масленникова Т.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
12.00-13.30
|
2 ч. |
|
Составление заключения и индивидуальное консультирование по результатам психологического обследования. |
Масленникова Т.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
13.30-14.00 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
|
|||||
II. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. |
|
||||||
14.00-14.45
|
1 ч. |
|
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические бытовые навыки) и понимания кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
III. Этапы развития ребенка |
|
||||||
14.45-16.15
|
|
2 ч.
|
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество - ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
|
||||||
16.15-17.00
|
|
1 ч.
|
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|
||||
10.06. (Ср.) (4 ч.) |
XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
|
|||||
16.15-17.00
|
1 ч. |
|
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
17.00-17.45
|
1 ч. |
|
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
17.45-18.30
|
1 ч. |
|
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Защита личных неимушественных и имущественных прав ребенка. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
|
||||||
18.30-19.15
|
1 ч. |
|
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
13.06. (Сб.) (9 ч.) |
IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
|
|||||
09.00-09.45
|
1 ч. |
|
Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия. |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
V. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
|
||||||
09.45-10.30
|
1 ч. |
|
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
10.30-11.15
|
1 ч. |
|
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
11.15-12.00
|
1 ч. |
|
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
12.00-12.30 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
|
|||||
12.30-13.15
|
1 ч. |
|
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
|
||||||
13.15-14.00
|
1 ч. |
|
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
14.00-14.45
|
|
1 ч.
|
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
14.45-15.30
|
|
1 ч. |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы сказать ребенку, что он приемный. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
|
||||||
15.30-16.15
|
|
1 ч.
|
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|
||||
17.06. (Ср.) (4 ч.) |
XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
|
|||||
16.15-17.00
|
1 ч. |
|
Информирования кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
|||||||
17.00-18.30
|
|
2 ч.
|
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля над условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
18.30-19.15
|
|
1 ч. |
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|||||
20.06. (Сб.) (10 ч.) |
VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
||||||
09.00-09.45
|
1 ч. |
|
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
VII. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
|||||||
09.45-10.30
|
|
1 ч. |
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приемы алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ): их причины и способы работы с ними. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
10.30-11.15 |
|
1 ч.
|
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
|||||||
11.15-12.00
|
|
1 ч. |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничество). |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
12.00-12.30 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
||||||
12.30-13.15
|
|
1 ч.
|
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка |
|||||||
13.15-14.00
|
|
1 ч. |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
14.00-14.45
|
|
1 ч.
|
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
|
||||||
14.45-15.30
|
|
1 ч.
|
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
|
||||||
15.30-17.00
|
|
2 ч.
|
Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. |
Коробова В.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|||||
27.06 Сб. (8 ч.) |
X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
||||||
9.00-09.30
|
1 ч. |
|
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
09.30-10.15 |
1 ч. |
|
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
|
||||||
10.15-11.00
|
1 ч. |
|
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
11.00-11.30 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
||||||
11.30-13.00
|
2 ч. |
|
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). |
Масленникова Т.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
13.00-15.15
|
3 ч. |
|
Итоговая аттестация (собеседование, тестирование). |
Масленникова Т.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|
||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|||||
04.07. (Сб.) (8 ч.) I гр. |
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, подросткового возраста |
||||||
9.00-9.45
|
1 ч. |
|
Подросток. Проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
9.45-11.15
|
2 ч. |
|
Особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях. |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
11.15-11.45 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
||||||
11.45-12.30
|
1 ч. |
|
Особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
12.30-13.15
|
1 ч. |
|
Психологические барьеры адаптации подростков. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
13.15-14.45
|
2 ч. |
|
«Трудное поведение» подростков в замещающей семье. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
14.45-15.30
|
1 ч. |
|
Психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|||||
11.07. (Сб.) (8 ч.) II гр. |
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья |
||||||
9.00-10.30
|
2 ч. |
|
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии. |
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
10.30-11.15
|
1 ч. |
|
Особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
11.15-11.45 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
||||||
11.45-13.15
|
2 ч. |
|
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Масленникова Т.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
13.15-14.00
|
1 ч. |
|
Проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации. |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
14.00-15.30
|
2 ч. |
|
Способы эффективного общения с ребенком. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
|||||
18.07. (Сб.) (8 ч.) III гр. |
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов) |
||||||
9.00-10.30
|
2 ч. |
|
Сиблинговые отношения при формировании личности. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
10.30-12.00
|
2 ч. |
|
Отношения между сиблингами в приемных семьях. Конкуренция и конфликтность между сиблингами и как ее избежать. |
Самсонова Г.Х., заместитель директора БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
12.00-12.30 (0,5 ч.) |
Перерыв на обед |
||||||
12.30-14.00
|
2 ч. |
|
Шмелева Н.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
||||
14.00-14.45
|
1 ч. |
|
Особенности сиблинговых отношений в семье - житейские и научные представления. |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
14.45-15.30
|
1 ч. |
|
Возрастные психологические особенности (в аспекте сиблинговых отношений). |
Шилова Т.А., социальный педагог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
|||
18.07 (Сб.) I, II, III группы (2 ч.) |
15.30-17.00
|
2 ч. |
|
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей «Чтобы не превратиться в пепел». |
Никитина Е.В., педагог-психолог БОУ «ЦО и КСД» МО ЧР |
||
|
(1ч.) |
Организация учебного процесса (кураторство) |
|
||||