Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

В рамках Года театра в Российской Федерации: Они снискали славу и успех

В рамках Года театра в Российской Федерации: Они снискали славу и успех

29 октября 2019 года в Вутабосинской сельской библиотеке в рамках Года театра в Российской Федерации состоялся час искусства на тему «Они снискали славу и успех».

27 октября -120 лет со дня рождения актера и режиссёра Михаила Ивановича Жарова (1899-1981) и 75 лет со дня рождения актёра Николая Петровича Караченцова (1944-2018)

Михаил Жаров – известный актёр советской эпохи. В конце жизни он прославился серией фильмов о деревенском милиционере Фёдоре Анискине. Кроме того, за многие годы актёрской карьеры он исполнил десятки других ролей. Карьера Михаила Ивановича началась ещё во времена немого кино, а завершилась в конце семидесятых годов.

«Начало карьеры М. Жарова», «Работа у Мейерхольда и первые успехи в творчестве», «Война и послевоенные годы», «Режиссёрские работы» - были основными темами развития по творчеству М. И. Жарова.

Будущий актёр родился в Москве в ноябре 1899 года в небогатой мещанской семье. В четырнадцать лет Михаил Иванович поступил в ученики к наборщику типографии, но проработал там всего два года. В 1915 году он устроился администратором в оперный театр Зимина. Вскоре его стали задействовать в спектаклях как статиста. В том же 1915 году Жаров впервые сыграл в кино. 

Он исполнил эпизодическую роль в немой картине Александра Иванова-Гая «Царь Иван Ваисльевич Грозный», однако в следующие девять лет не снимался. А работа в театре пришлась юноше по душе. В 1918 году он поступил в студию при театре ХПСРО, недолго существовавшем в послереволюционной Москве. По окончании студии он играл в некоторых других новых московских театрах: Опытно-героическом, Первом передвижном и Рогожско-Симоновском. 

В 1921 году Михаил Жаров поступил в знаменитый театр Мейерхольда. В спектаклях авангардного режиссёра Жаров продолжал играть эпизодические роли. Несмотря на отсутствие ведущих ролей, Михаил Иванович заработал репутацию характерного и острого артиста, которому прекрасно удавались комедийные роли. В 1923 году Жаров присоединился к группе «Синяя блуза», в которую входили такие яркие деятели того времени, как Маяковский, Кирсанов и Осип Брик.

  Советские киностудии производили фильмы, призванные поднять боевой дух на фронте и в тылу. Михаил Иванович снялся в картинах «Оборона Царицына», «Воздушный извозчик», «Во имя Родины» и других патриотических фильмах. Крупным успехом Жарова стала роль  Малюты Скуратова в многосерийной картине Сергей Эйзенштейна «Иван Грозный». После войны Михаил Иванович продолжал работать и в театре, и в кино. На сцене Малого театра он выступал в классических постановках «Ревизор», «Гроза» и «Васса Железнова». В кино Жаров продолжал играть небольшие характерные роли. 

В конце жизни Михаил Иванович показал себя с новой стороны. Совместно с Владимиром Раппопортом и Виталием Ивановым он срежиссировал два последних фильма из серии киноповестей о добром пожилом сельском милиционере Анискине. Персонаж Жарова просто и не спеша расследует правонарушения, которые происходят на его участке. Милиционер Анискин, роль которого сыграл Жаров, надолго стал народным любимцем. Роли в фильмах о Фёдоре Анискине оказались последней крупной работой Михаила Жарова. Через три года после выхода фильма «Анискин и Фантомас», 15 декабря 1981 года, Михаил Иванович умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Народный артист Николай Петрович Караченцов – это человек, имя которого всегда будет важной частью советского мира искусства. Он играл в кино, появлялся на театральной сцене, пел, озвучивал мультфильмы и иностранные киноленты (в частности, подарил голос героям Жан-Поля Бельмондо).

Звезда мюзикла «Юнона и Авось», комедии «Белые росы», драмы «Моонзунд» и трагикомедии «Старший сын», любимый миллионами зрителей России и постсоветского пространства, вынужденно прервал карьеру после аварии.

«Ранние годы», «Годы студенчества», «Театральная карьера», «Фильмы с его участием», «Его семейная жизнь» - были основными темами развития о жизни и творчества артиста Н. П.Караченцова.

Николай Петрович Караченцов появился на свет 27 октября 1944 года в Москве. Его отец Петр Яковлевич (1907 – 1998) был известным в РСФСР художником-иллюстратором, долгое время работавшим в журнале «Огонек». Мама, балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак (1913 – 1992), тоже принадлежала к творческой элите – ее постановки шли в крупнейших театрах СССР, включая столичный Большой театр.

Раннее детство Николая Караченцова прошло в районе Чистых прудов. Когда ему исполнилось 7 лет, мама отдала его в интернат при Министерстве внешней торговли. Женщина постоянно пребывала в разъездах – Вьетнам, Сирия, Великобритания – поэтому расставание с сыном было вынужденным. 

Коля учился хорошо, был партийным активистом. Убеждения он пронес через всю молодость: уже в юношестве, потеряв комсомольский билет, он умолял исключить его из ячейки, утверждая, что такой рассеянный человек не заслуживает звания комсомольца.

Возможно, именно творческие профессии родителей впервые натолкнули Николая Караченцова на мысли о схожем пути. Еще в детстве он загорелся балетом, но мама, настаивавшая на более «мужественных» занятиях, подтолкнула его к увлечению спортом, поэтому Николай всегда мог похвастаться прекрасной физической формой.

В старших классах будущий актер стал выступать в составе творческой группы «Актив» при Центральном детском театре, также юноша регулярно посещал школьную студию самодеятельности. Во время репетиций Караченцов всегда чувствовал себя как рыба в воде

Получив диплом об окончании средней школы, Николай с первой попытки поступил в Школу-студию при МХАТе, на курс Виктора Карловича Монюкова. 

В 1967 году он, отличившийся в дипломных спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич», окончил училище с отличием. Хотя обычно выпускников Школы-студии автоматически направляли в МХАТ, в год его выпуска в театре имени Ленинского комсомола (Ленком) возникла острая нехватка актеров из-за ухода главного худрука Анатолия Эфроса, и Николай в числе 10-ти лучших выпускников попал в труппу Ленкома.

Первые годы службы в Ленкоме Николай Караченцов участвовал в постановках эпохи Эфроса: «Дым отечества», «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «Страх и отчаяние в третьей империи». В 1973 году в театр пришел новый худрук – Марк Захаров. С ним началась новая эпоха Ленкома и его актеров.

Сперва Захаров доверил Караченцову небольшую роль в мюзикле «Автоград 21» – молодой актер вошел в состав хора. В 1974 году он поручил Николаю учить роль Тиля Уленшпигеля для нового спектакля «Тиль» – шутовской комедии в 2-х актах в интерпретации Георгия Горина, с музыкальным сопровождением от Геннадия Гладкова и стихами Евгения Евтушенко и Юрия Энтина.

Для советских времен «Тиль» стал настоящим культурным переворотом. Смелый и умный герой-бунтарь, ловко выходящий сухим из воды в самой сложной ситуации, полюбился зрителям и в первую очередь молодежи. Достать билеты на постановку было невероятно сложно, ну а Николая Караченцова и Инну Чуриковуэтот спектакль сделал звездами первой величины. «Тиль» значился в репертуаре Ленкома без малого 20 лет.

Всю свою жизнь актер был женат на одной женщине – актрисе Ленкома  Людмиле Поргиной.  Знаменитости расписались в 1975 году и с тех пор не расставались. В 1978 году у актеров родился сын Андрей, который впоследствии стал успешным адвокатом.

Андрей и его супруга Ирина подарили Николаю Караченцову троих внуков: сына Петра (2002) и дочерей Янину (2005) и Ольгу (2015).

В ночь с 27 на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов попал в аварию, которая разделила его жизнь на «до» и «после». Народного артиста РСФСР не стало на 74-м году жизни 26 октября 2018 года.

Вутабосинская сельская библиотека


30 октября 2019
09:42
Поделиться