О разъяснениях требований законодательства об образовании
Из содержания ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора её целей.
Как раз принцип «добровольности» и свободы выбора целей благотворительной деятельности стараются не замечать сторонники «добровольной помощи».
Поступающие в органы прокуратуры республики обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора свидетельствуют о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными учреждениями мероприятии в части содержании здании и сооружении муниципальных образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий, материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с предъявленными требованиями и стандартами.
Проведенными межрайонной прокуратурой проверками Правил внутреннего распорядка обучающихся в образовательных учреждениях были выявлены несоответствие отдельных пунктов Правил требованиям федерального законодательства об образовании. Например, в одном из Правил было установлено, что обучающиеся обязаны оказывать посильную помощь в ремонте, то есть за обучающимися фактически закреплена обязанность по оказанию благотворительной или иной помощи, что является нарушением законодательства об образовании, а также исключает принцип добровольности и свободы выбора при осуществлении благотворительной деятельности. В этой связи образовательные учреждения и родительские комитеты, принимая неправомерные решения об оказании обучающимися, родителями и иными законными представителями так называемой «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют. В результате этого дооровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств. Настоящая информация направляется для сведения и исключения фактов принудительного сбора денежных средств с родителей.
Межрайонный прокурор старший советник юстиции А.В. Шабалкин