У истока нового этапа освоения космоса: Первому групповому полету кораблей "Восток - 3" и "Восток - 4" - 55

11 августа 2017 года в Вутабосинской сельской библиотеке состоялся информационно – познавательный час на тему « У истока нового этапа освоения космоса: Первому групповому полету "Восток - 3" и "Восток -4" – 55».
11 августа 2017 года исполнилось - 55 лет со времени осуществления первого группового полёта кораблей «Восток-3» и «Восток-4».
Важность этого полета состояла в том, что он явился первым шагом на пути решения задачи сближения и стыковки космических аппаратов на орбите.
В процессе этого полета необходимо было обеспечить управление одновременно двумя космическими аппаратами, определить особенности жизни и работы космонавтов в условиях достаточно продолжительного полета в космосе.
Учитывая важность подобных полетов, Международная авиационная федерация с марта 1963 года начала их регистрацию.
Американским астронавтам удалось повторить подобный полет на кораблях «Джемини-7» и «Джемини-6А» лишь в декабре 1965 года.
Начинался первый групповой полет стартом 11 августа 1962 г. с космодрома Байконур корабля «Восток-3» с космонавтом Андрияном Григорьевичем Николаевым (позывной «Сокол»). Корабль «Восток-4» с Павлом Романовичем Поповичем (позывной «Беркут») был выведен на орбиту спустя сутки.
В момент, когда наименьшее расстояние между ними было 6,5 километра, а высота полета над поверхностью Земли у «Востока-3» была 180 км, у «Востока-4» - 184,5 км, начался первый в мире групповой (совместный) космический полет двух пилотируемых советских кораблей-спутников. Павел Попович так описывал свои впечатления от первых минут полёта: «Вышел на орбиту, сразу его корабль увидел. Между нами было километра четыре. Андрей начал: «Беркут, Беркут, я - Сокол. Как меня слышите?» Я ему кричу: «Привет, Андрей! Я не только тебя слышу, я тебя вижу! Ты справа от меня летишь, как маленькая Луна». - «Ты чего, Беркут, - говорит Андрей, - нас же ругать будут» (за то, что общались открытым текстом, без позывных) Я: «Да брось ты! Пускай попробуют - доберутся до нас, чтобы нас ругать».
А.Г. Николаев и П.Р. Попович в этом совместном полете выполнили различные исследования и эксперименты, связанные с решением медико-биологических и научно-технических проблем. Сюда входили: изучение влияния длительного (для того времени) космического полета и, особенно, состояния невесомости на основные физиологические функции человека (в том числе, приём пищи, сон), оценка психологического состояния, работоспособности двух разных людей на различных участках полета, определение эффективности методов отбора и тренировки космонавтов, проверка возможностей согласованных действий двух экипажей в полете и эффективности работы всех элементов конструкции космических кораблей, особенно систем жизнеобеспечения. Также проводилась проверка работы всех бортовых систем космических аппаратов, ориентация кораблей в пространстве с использованием ручных систем управления, велась фото- и киносъемка.
В этом полете многое было впервые:
- космонавты впервые освободились от привязных ремней, отделились от кресел и находились в «свободном плавании» (в невесомости): Андриян Николаев за четыре сеанса в общей сложности 3,5 часа, а Павел Попович за три сеанса - около 3 часов;
- впервые советские люди и жители большинства стран Европы по каналам советского телевидения и через систему «Интервидение» наблюдали «плавание» космонавтов внутри кабины, видели, как оба космонавта вели наблюдения, поддерживали радиосвязь с Землей, а также проводили различные операции;
- впервые была установлена радиосвязь между двумя кораблями и с наземными станциями, "земля" слушала их переговоры.
Андриян Николаев вспоминал об ощущениях в невесомости:
«Наступил момент, когда по программе нужно было выйти из кресла. Я отвязал ремни и... поплыл к потолку. Чуть оттолкнулся пальцем от стенки кабины и, как мяч, отлетел к другой стене. Прямо как в сказке... Я стал легче пушинки! В течение часа работал в отвязанном состоянии. Перевернулся над креслом, ткнул пальцем в потолок кабины и очутился опять в кресле».
Все понимали, что нельзя пилотам постоянно находиться в корабле привязанными к креслу, отвязываться было необходимо. Но в то время казалось, что такое «плавание» связано с большим риском. Если бы космонавт не смог вернуться в кресло и пристегнуться, катапультирование при посадке было бы невозможно, и приземляться пришлось бы в спускаемом аппарате. В то время еще не было системы мягкой посадки - космонавт подвергся бы серьезному риску при ударе о землю. Да и сейчас без жёсткой фиксации в специальном индивидуально изготовленном кресле-ложементе это могло бы вызвать серьёзные последствия. Но эксперимент закончился успешно.
Высоты и периоды обращения орбит кораблей отличались, и далее в течение трех суток корабли удалялись друг от друга.
Надо сказать, что первоначально полёт А. Николаева был рассчитан на трое суток. однако на Госкомиссии было решено продлить пребывание на орбите ещё на сутки, согласие космонавта было получено.
15 августа 1962 г. в 9 час. 40 мин. на высоте 7 тысяч метров летчик-космонавт А.Г. Николаев катапультировался из корабля «Восток-3» и через 12 мин. приземлился на парашюте в Казахстане, южнее города Караганды, недалеко от своего корабля (который приземлился немного раньше). Полет А.Г. Николаева на корабле «Восток-3» продолжался 94 часа 10 мин. - почти четверо суток.
В 9 час. 59 мин. в районе поселка Атасу Карагандинской области приземлился
П.Р. Попович. Его полёт продолжался 70 час. 44 мин.
Может возникнуть вопрос, почему полёт Беркута оказался короче. В действительности, ещё 15 августа в 7 час. утра Госкомиссия обсуждала вопрос о продлении полёта и П. Поповича. Однако возникли сложности: температура в кабине «Востока-4» снизилась до минимально допустимого значения 10°С. Влажность тоже упала. Стали опасаться кислородной недостаточности. На принятие решения оставалось мало времени, заканчивался 48-й виток (плановая посадка должна была состояться на 49-м витке). И тут с орбиты последовало сообщение Павла Поповича: «Наблюдаю грозу». Все переполошились, так как по условному коду это означало, что тошнота космонавта дошла до рвоты. Волнение было таким, что разговор о продлении полета ещё на сутки не возобновлялся. Вскоре Попович всех успокоил - он доложил, что самочувствие хорошее, и что он «наблюдал метеорологическую грозу и молнию», но время принятия решения о продлении полета было упущено.
Продолжительность первого в мире группового полета двух советских летчиков-космонавтов А.Г. Николаева и П.Р. Поповича на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» составила 70 час. 23 мин. 38 сек., а дальность этого полета - 1 975 200 км. Таким образом, космонавты установили первые мировые рекорды по продолжительности и дальности группового космического полета в классе орбитальных полетов.
Этот полет был признан выдающимся достижением в освоении космоса. Международная авиационная федерация наградила А.Г. Николаева и П.Р. Поповича Золотой медалью «Космос».
Успешное выполнение задания первого группового полёта дало возможность советским ученым, конструкторам и космонавтам решать перспективные вопросы увеличения продолжительности космических полетов, подготовки операций по сближению и стыковке кораблей.