В Пенсионный фонд – через Интернет
Жизнь меняется к лучшему. Теперь можно решить вопросы, не выходя из дома, с помощью электронных услуг. Сегодня о них рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике Роза Кондратьева.
- В век всеобщей компьютеризации многие услуги предоставляются через Интернет. Расширяется и сеть электронных услуг Пенсионного фонда. Для кого они предназначены?
- Для всех категорий населения.
Для семей с детьми у нас имеются электронные сервисы по материнскому капиталу. Для инвалидов – услуга по подаче электронного заявления на установление ежемесячной денежной выплаты. Для работников - сервис по информированию о стаже и пенсионных баллах, уплаченных страховых взносах на будущую пенсию. Для тех, кто готовится к выходу на заслуженный отдых, есть услуга по назначению пенсии через Интернет. А пенсионеры могут подать электронное заявление по изменению способа доставки пенсии.
Кроме того, все наши клиенты могут через Интернет записаться на прием, заказать справки и документы, направить письменное обращение.
- Роза Алексеевна, электронные услуги призваны облегчить жизнь. Давайте порассуждаем, кому и как. Начнем с населения.
- Во-первых, люди могут пользоваться электронными услугами, не выходя из дома. Им не нужно тратить время, чтобы пойти на прием. Это особенно удобно для тех, кто живет в сельской местности, мамам с новорождёнными детьми, инвалидам и работающим людям. Доступ к услугам имеется и на отдыхе вдали от дома, и в командировке. Недавно к нам поступило электронное заявление о назначении пенсии из Брюсселя, где работает наш земляк.
Еще один плюс электронных услуг в том, что пользоваться ими можно в любое удобное время, независимо от графика работы Пенсионного фонда. Например, вечером или в выходные дни.
А в-третьих, есть возможность отслеживать этапы оказания услуги – когда и какое решение вынесено по электронному заявлению, в какие сроки будут перечислены средства.
- А Пенсионному фонду электронные услуги облегчают работу?
- Они способствуют экономии трудовых и материальных ресурсов. Электронные заявления автоматически регистрируются и принимаются в работу. Это значит, что у специалистов клиентских служб появляется возможность быстрее и качественнее принять посетителей. Плюс и в том, что снижаются затраты на бумагу.
- Какие электронные услуги сегодня наиболее востребованы населением?
- Очень активно наши мамы подают электронные заявления на единовременную выплату 25 тыс. рублей из средств материнского капитала. И очень востребована такая услуга, как подача электронных заявлений на назначение и доставку пенсии. Если в начале года через Интернет поступало всего 5 % заявлений на установление пенсии, то теперь – уже 70 %.
- Срок подачи заявлений на получение 25 тыс. рублей из материнского капитала скоро завершится. Как нашим мамам подать заявление через Интернет?
- Да, времени у наших мам осталось мало, последний срок приема заявлений на получение 25 тыс. рублей или остатка средств материнского капитала на меньшую сумму – 30 ноября.
Право на выплату имеют семьи, у которых второй или последующий ребенок родился или усыновлен в период с 1 января 2007 года по 30 сентября 2016 года.
Подать электронное заявление можно в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда. Для входа в «кабинет» используется тот же пароль, что и на Едином портале госуслуг. Необходимо также иметь подтвержденную учетную запись.
Заполнение формы заявления затруднений не вызовет. Особенно внимательно нужно ввести реквизиты банковского счета, который должен принадлежать заявителю. Ну а далее можно наблюдать этапы рассмотрения заявления. Средства будут перечислены до конца года.
- А что бы вы посоветовали тем, кто собирается на пенсию?
- Примерно за полгода до достижения пенсионного возраста необходимо совместно со специалистами Пенсионного фонда предварительно подготовить документы на пенсию, зарегистрироваться на Едином портале госуслуг и подтвердить учетную запись. И затем за месяц до даты рождения подать электронное заявление на назначение и доставку пенсии в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда.
- Есть ли электронные услуги для тех, кто уже давно на заслуженном отдыхе?
- Конечно. В «Личном кабинете гражданина» пенсионеры могут в любое время получать информацию о размере своей пенсии и различных социальных выплатах, таких как ежемесячная денежная выплата федеральным льготникам, социальная доплата к доходу ниже минимального уровня у неработающих пенсионеров, компенсационная выплата по уходу за инвалидом или престарелым. При этом у работающих пенсионеров размер пенсии в «Личном кабинете» указан с учетом индексации – такую сумму они будут получать после прекращения трудовой деятельности.
Также пенсионеры могут в «Личном кабинете» изменить способ доставки пенсии, переведя выплату пенсии в другой банк или на почту.
- Как сделать электронные услуги доступными для пенсионеров, которые не владеют компьютером?
- Помощь старшим в изучении компьютера могут оказать дети и внуки. Это раз.
Бесплатные курсы компьютерной грамотности для пенсионеров открывают библиотеки, социальные учреждения, ветеранские общественные организации, есть волонтеры в учебных заведениях. Это доступно для всех.
А обучение неработающих пенсионеров работе с компьютером с прошлого года ведется и в рамках Социальной программы Чувашской Республики. Средства на ее реализацию выделяются из республиканского бюджета и бюджета Пенсионного фонда России. Пока требованиям, предъявляемым к учебным заведениям для проведения обучения, соответствуют только техникумы и колледжи в Чебоксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Канаше и Шумерле. Списки желающих обучаться составляют органы социальной защиты по заявлениям неработающих пенсионеров, поступившим по месту жительства.
- Пенсионный фонд активно обучает пользованию электронными услугами школьников и студентов. Насколько это актуально для учащейся молодежи?
- Цель уроков пенсионной грамотности – научить молодежь планировать будущую пенсию. Ребята могут сделать это с помощью электронного сервиса «Пенсионный калькулятор» в «Личном кабинете гражданина». И, как мы уже говорили, ребята смогут научить и своих родителей, бабушек и дедушек пользоваться «Личным кабинетом» Пенсионного фонда.
- Сегодня мы не раз говорили о «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда? Давайте еще раз напомним, как стать его пользователем.
- Сначала необходимо зарегистрироваться на Едином портале госуслуг, а затем всего один раз подтвердить учетную запись в Пенсионном фонде или многофункциональном центре. Ваш пароль на Едином портале госуслуг используется и для входа в «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда.
Кому сложно, приглашаем к нам, в Пенсионный фонд. Наши специалисты помогут пройти всю эту процедуру и научат пользоваться электронными услугами.
Елена ИЛЬИНА