10.44 Информация по итогам развития образования Канашского района
Дошкольное образование
Система дошкольного образования является первым звеном всеобщего образования, она сохранила свои лучшие традиции и постоянно развивается с учетом реальных потребностей жителей нашего района. Обеспечить всем детям независимо от места их проживания и дохода в семье «равный старт» в получении дошкольного образования – эта задача исключительной социальной и педагогической значимости. Проект Закона РФ «Об образовании» предусматривает возможность хорошей подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования – формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, но и обеспечено каждому.
По состоянию на 01.07.2011 г. дошкольное образование представлено 21 дошкольными образовательными учреждениями детскими садами, 6 начальными школами - садами и 8 дошкольными группами при 6 общеобразовательных школах, где воспитываются 1193 дошкольника.
В Канашском районе с 2003 года функционирует 4 логопедические группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Это 2 группы при МБДОУ «Шихазанский детский сад №1 «Искорка»», 1 группа при МБДОУ «Большебикшихский детский сад «Надежда», 1 группа при МБДОУ « Чагасьский детский сад « Ромашка». В 2010 году при МБДОУ « Ухманский детский сад «Рябинушка» открылась логопедическая группа для детей с ФФН речи. В 2011- 2012 учебном году планируется открытие логопедической группы для детей с ФФН речи в МБДОУ «Шихазанский детский сад № 3 «Лучик». В течение учебного года за логопедической помощью в Центр обратилось 25 детей. С ними проведено 147 индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.
С марта по май 2011 года специалистами ЦПМСС управления образования проводилось обследование детей 6-7 лет на социальную (личностную) и психологическую готовность детей к обучению в школе. Обследовано 311 дошкольников из 31 дошкольного образовательного учреждения. Из числа обследованных детей, 123 имеют различные нарушения в устной речи.
В соответствии с планом мероприятий по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений и обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения Канашского района на 2010-2011 год и по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 17 мая
В течение учебного года принимались меры по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях. С 1 сентября 2010 года открылись дополнительные дошкольные группы в МДОУ «Среднетатмышский детский сад «Солнышко» - 20 детей и в МДОУ «Ухманский детский сад «Рябинушка» - 20 детей, группа кратковременного пребывания в МОУ «Шибылгинская СОШ» - 20 детей. 1 апреля 2011 года открылась дошкольная группа в МДОУ «Тобурдановский детский сад Березка» - 20 детей.
С 1сентября
В 2012 году планируется открыть дополнительные группы в МБДОУ «Байгильдинский детский сад «Солнышко», МБДОУ «Малобикшихский детский сад «Солнышко», МБДОУ «Среднекибечский детский сад «Гномик».
С 2012 года планируется также строительство пристроев для дополнительных дошкольных групп к МБОУ «Напольнокотякская СОШ», МБОУ «Сугайкасинская СОШ», МБОУ «Новоурюмовская ООШ», МБДОУ «Шихазанский детский сад №1 «Искорка».
Открывая ежегодно по 4-5 групп, к 2015 году охват дошкольным образованием будет составлять 75%.
Процент охвата детей в возрасте от 1,5 года до 6,5 лет услугами дошкольного образования по сравнению с 2006 годом увеличился на 13% .
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
На 01.07.2011 |
Прогноз на 01.10.2011 |
42 % |
51% |
53,3% |
53 % |
54 % |
55% |
60% |
Родительская плата за услуги детского сада оставалась в течение трех последних лет на социально приемлемом уровне и составляет 450 рублей в месяц.
Средний размер компенсация части родительской платы составляет 109 рублей в месяц. При этом на первого ребенка – 61,20 рубля, на второго ребенка – 159,54 рублей, на третьего и последующих детей – 123,85 рубля в месяц.
Воспитание и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях осуществляют 93 педагогических работников, из них 76 воспитателей.
Средняя заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений в
На сегодняшний день спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. Очередь на устройство в дошкольные учреждения растет и на сегодняшний день от 1,5 года до 6,5 лет составляет 308 дошкольников. Таким образом, задача дошкольного образования – ликвидация очередей в детские дошкольные учреждения и доведение охвата дошкольным образованием до 75 процентов в среднем по району к 2015 году, увеличение заработной платы педагогов и доведение ее до уровня средней зарплаты в экономике, повышение качества дошкольного образования и обеспечение равных стартовых возможностей для всех дошкольников республики.
Школьное образование
Внедрение ФГОС нового поколения
Переход общеобразовательных учреждений республики на ФГОС нового поколения, главной задачей которых является внедрение современных требований к структуре образовательных программ, условиям организации образовательного процесса, результатам освоения образовательных программ, будет осуществляться поэтапно до 2020 года.
Обновление стандартов в начальном звене начнется с 1 сентября 2011 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373), на ступени основного общего образования – с 2015-2016 учебного года, на ступени среднего (полного) общего образования – с 2020 года.
В целом же для реализации нового стандарта в системе начального общего образования Канашского района имеются условия: существенно обновлена учебно-материальная база, обеспечены регулируемой ростовой мебелью, имеется современное оборудование, дидактические материалы.
К 1 сентября 2011 года общеобразовательные учреждения Канашского района обеспечили готовность к обязательному введению ФГОС начального общего образования.
- Разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования в каждом учебном заведении;
- приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников учебных заведений;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся;
Все учителя первых классов наступающего 2011-2012 учебного года прошли курсы повышения квалификации по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В Канашском районе в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях района обучались 4156 учащихся, из них учащихся начальных классов – 1424 человек (34%), учащихся 5-9 классов -2119 человек (51%), учащихся 10-11 классов – 613 человек (15%).
Ежегодно количество учащихся в школах Канашского района сокращается:
Учебный год |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 прогноз |
Количество учащихся |
4671 |
4474 |
4258 |
4156 |
3935 |
3910 |
Механизм нормативного финансирования активизировал процесс реструктуризации сети образовательных учреждений, снижение доли неэффективных расходов на образование.
- В соответствии «Программы реструктуризации школ Канашского района на 2006-2010 годы» и Постановления Главы администрации Канашского района от 21 мая 2007 года № 359 в 2007 году с 1 сентября произведена:
1. Реорганизация МОУ «Хучельская средняя общеобразовательная школа» в МОУ «Хучельская основная общеобразовательная школа»
2. Реорганизация МОУ «Малокибечская средняя общеобразовательная школа им. А.Я. Яковлева» реорганизована в МОУ «Малокибечская основная общеобразовательная школа им. А.Я. Яковлева»
3. МОУ «Яндоушская основная общеобразовательная школа» в МОУ «Яндоушская начальная школа – детский сад»
- В соответствии Постановления Главы администрации Канашского района от 11 апреля 2008 № 24/5 в 2008 году с 1 сентября произведена:
1. Реорганизация МОУ «Вурманянишевская основная общеобразовательная школа» в МОУ «Вурманянишевская начальная школа – детский сад»
2. Реорганизация МОУ «Новоачакасинская основная общеобразовательная школа» в МОУ «Новоачакасинская начальная школа – детский сад
- В соответствии Постановления Главы администрации Канашского района от 3 июня 2009 № 324 в 2009 году с 1 сентября
1. Реорганизация муниципального образовательного учреждения «Новочелкасинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в муниципальное образовательное учреждение «Новочелкасинская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики.
2. Реорганизация муниципального образовательного учреждения «Оженарская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Оженарская начальная школа-детский сад» Канашского района Чувашской Республики.
Ликвидация структурных подразделений (начальных классов) муниципального образовательного учреждения «Сеспельская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в д. Атыково и Анаткасы.
2. Ликвидация структурного подразделения (начальных классов) муниципального образовательного учреждения «Кошноруйская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в д.Дальние Сормы и в д. Шигали
3. Ликвидация структурного подразделения (начальных классов) муниципального образовательного учреждения «Ачакасинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в д. Ирдемень-Кошки.
- Постановлением Главы администрации Канашского района от 21.02.2011 г. № 73 МОУ «Вурманянишевская начальная школа-детский сад» реорганизована в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Вурманянишевский детский сад «Теремок».
В сентябре 2009 года введено в эксплуатацию новое здание МОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля» на 400 ученических мест.
В результате концентрации кадровых, финансовых, материальных ресурсов в Канашском районе действуют 7 базовых школ, из них МОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля», МОУ «Большебикшихская СОШ» являются ресурсными центрами.
В районе имеются 17 школьных автобусов, которые ежедневного подвозят 908 учащихся из 66 населенных пунктов района, что позволяет улучшить условия обучения. В 2009 году получили школьные автобусы МОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля», МОУ «Сеспельская СОШ», МОУ «Новочелкасинская СОШ». 1 сентября
В текущем году в ЕГЭ приняло участие 283 выпускника. (
По Канашскому району по всем предметам результаты ЕГЭ ниже среднереспубликанских показателей.
|
|
2008 -2009 |
2009-2010 |
2010-2011 | |||
|
|
Ср.балл по району |
Ср.балл по республике |
Ср.балл по району |
Ср.балл по республике |
Ср.балл по району |
Ср.балл по республике |
|
Математика |
54,51 |
54,42 |
50,50 |
51,80 |
47,39 |
55,2 |
|
Русский язык |
58,93 |
62,32 |
58,51 |
62,87 |
58,9 |
64,8 |
|
Физика |
49.20 |
60,67 |
49,24 |
55,85 |
48,1 |
56,9 |
|
Химия |
58.56 |
55,21 |
61,94 |
66,35 |
62,88 |
66,1 |
|
Биология |
51,89 |
52,56 |
60,57 |
61,60 |
49,7 |
57,4 |
|
История России |
53,70 |
59,63 |
42 |
55,42 |
51,75 |
58,6 |
|
География |
67,33 |
54,56 |
35,5 |
61,85 |
53,54 |
60,04 |
|
Обществознание |
56.22 |
63,47 |
56,12 |
58,52 |
54,71 |
58,3 |
|
Англ.яз |
39,75 |
63,88 |
- |
58,09 |
57 |
67,3 |
|
ИКТ |
61,25 |
63,93 |
59,00 |
66,04 |
54,5 |
61 |
|
Литература |
45,40 |
57,11 |
- |
61,78 |
57,35 |
63,19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сохраняется привлекательность выбора высшего образования как варианта образовательной траектории (доля выпускников, поступивших в ВУЗы в
Кол-во выпускников 11 классов |
|
ВУЗЫ |
СПО |
НПО |
Работают |
Другое (служба в армии) | |
всего |
бюджет |
коммер | |||||
2009 год - 291 |
137 (47%) |
85 (29%) |
52 (17,87%) |
93 (32%) |
56 (19%) |
5 1,7%) |
- |
2010 год -158 |
82 (51,9%) |
64 (40,5 %) |
29 (18,4%) |
52 (32,9%) |
13 (8%) |
2 (1,6%) |
9 (5,7%) |
2011 год -284 |
171 (60,21 %) |
112 (39,43 %) |
59 (20,77%) |
72 (25,35%) |
17 5,98%) |
6 (2,11%) |
15 (4,04 %) |
В 2010 -2011 учебном году по результатам республиканского этапа Всероссийских предметных олимпиад в первую десятку вошли 27 учащихся Канашского района, что составляет 36 % от числа участников Канашского района на III этапе Всероссийской олимпиады школьников. Четвертое место заняли 3 учащихся Канашского района. Всего призовых мест - 13. Ученик 11 класса МОУ «Напольнокотякская СОШ» Осипов Николай Игоревич очередной раз стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников с правом получения премии Президента Чувашской Республики..
Учащиеся района в 2010-2011 уч.году приняли активное участие на Спартакиаде школьников Чувашской Республики на Кубок Президента Чувашской Республики на всех 13 видах соревнований и имеют неплохие результаты. На соревнованиях по настольному теннису (7 место), волейболу (4 место), шашкам (3 место), хоккею (3 место), лыжным гонкам (2 место) спортсмены нашего района в Республике заняли призовые мест
В 2011г. проходило в первенство Европы по армспорту и ученица МБОУ «Чагасьская общеобразовательная средняя школа» Тихонова Кристина Александровна, защищая честь России, заняла 1 – место.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта
Реализация районной целевой Программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2006-2010 годы» дала возможность развитию в Канашском районе единой образовательной информационной среды. Всеобщая компьютерная грамотность учащихся и педагогов обеспечена путем насыщения образовательных учреждений современным оборудованием, внедрения новых образовательных технологий. В школах района имеются 64 мультимедийных проектора, из них 34 интерактивных проектора, 31 интерактивная доска, 56 автоматизированных рабочих мест, 11 веб-камер, 11 ноутбуков, 411 компьютеров (в 2011 г обеспеченность школ района компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 10 учеников, в
Все школы регулярно принимают участие в проводимых Министерством образования и молодежной политики ЧР вебинарах. В апреле
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогических работников в системе общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 сентября
В рамках укрепления материально-технической базы образовательных учреждений в
С 2007 года на развитие инфраструктуры школ (учебные кабинеты, школьные автобусы, интерактивный аппаратно – программный комплекс) в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» поступило более 19 млн. рублей.
Одним из направлений ПНПО является поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, в том числе стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и поощрение лучших учителей.
В конкурсе лучших учреждений в 2006 году приняли участие две школы, из них МОУ «Шихазанская СОШ им. М.Сеспеля» выиграла 200 000 рублей грант Президента Чувашской Республики. В конкурсе лучших учителей на премию Российской Федерации 6 педагогов приняли участие, из них учитель биологии Тимофеева Р.В (МОУ «Большебикшихская СОШ) и учитель чувашского языка Григорьева В.Н. (МОУ «Среднетатмышская СОШ» выиграли по 100 000 рублей.
В 2008 году заявку на участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, подали 6 школ района,
из них 2 школы района стали победителями и выиграли премию Российской Федерации в размере 1 миллион рублей. Это МОУ «Шихазанская СОШ им. М.Сеспеля» и МОУ «Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова».
В 2008 году учительница изо и ритмической гимнастики МОУ «Новоачакасинская ООШ» Васильева Елена Корниловна выиграла премию Президента РФ 100 тысяч рублей, стала учителем–победителем конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В 2009 году подали заявки на участие в конкурсе лучших учителей, внедряющих инновационные технологии, 14 учителей Канашского района. Из них учителя МОУ «Большебикшихская СОШ» Елисеева Татьяна Васильевна, Никитина Наталия Николаевна и МОУ «Кошноруйская СОШ» Михайлова Валентина Михайловна стали победителями конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В ходе реализации приоритетного национального проекта по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» классные руководители школ Канашского района с 1 января 2006 года начали получать ежемесячную выплату в размере 1000 рублей.
27 школ Канашского района имеют лицензированные медицинские кабинеты. Еще 6 школ подготовили кабинеты, и они будут лицензированы в ближайшее время (МБОУ «Тобурдановская СОШ им. А. И. Миттова», МБОУ «Атнашевская ООШ», МБОУ «Кошноруйская начальная школа-детский сад», МБОУ «Новоурюмовская ООШ», МБОУ «Шальтямская ООШ им. Е. Анисимова», МБОУ «Шакуловская ООШ»)
Уделяется большое внимание созданию безопасной образовательной среды и проведению мероприятий по противопожарной безопасности образовательных учреждений. Установка автоматической пожарной сигнализации во всех школах завершена еще в 2008 – 2009 уч. году. Все образовательные учреждения оснащены первичными средствами пожаротушения. В 2011 году на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности направлено 1,5 млн.рублей (в 2010 году – 4,5 млн.рублей).
Всего из районного бюджета на ремонт зданий и сооружений выделено в 2011 году 5,9 млн. рублей.
Задачи управления образования администрации Канашского района на 2011- 2015 годы:
- сеть дошкольных образовательных учреждений должна обеспечить охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием не ниже уровня 75 %;
- доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, должна составить не менее 94 % ;
- все средние общеобразовательные учреждения должны перейти на профильное обучение, при этом не менее 90% школ, расположенных в районе, должны работать в сетевых проектах;
- все школы должны внести изменения в образовательный процесс, направив его на формирование у учащихся ключевых компетентностей;
- все образовательные учреждения должны формировать прозрачную, справедливую систему оплаты труда, стимулирующая часть которой ориентирована на поддержку талантливых результативных педагогов, на создание творческой атмосферы;
- все образовательные учреждения должны ввести в практику систему публичных отчётов о своей деятельности, находящихся в постоянном доступе для заинтересованных лиц,