16.50 Проведена проверка реализации органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
Межраойнной прокуратурой Чувашской с привлечением специалистов ТО Роспотребнадзора по ЧР в г. Канаш проведена проверка реализации органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов производства и потребления.
1. Проверкой установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений Канашского района Чувашской Республики и г. Канаш организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора посредством заключения договоров на вывоз ТБО с соответствующими организациями.
Очистка территорий муниципальных образований от отходов осуществляется согласно разработанных Схем санитарной очистки.
В виду отсутствия достаточных финансовых средств порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований Канашского района Чувашской Республики не предусматривает их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие). Разделением отходов в г. Канаш занимается ООО «Коммунальный сервис».
Решениями Собрания депутатов г. Канаш от 14.02.2007 г. №13/17 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Канаш, от 09.07.2008 г. №27/4 утверждена Схема санитарной очистки г. Канаш. На территории сельских поселений Канашского района Чувашской Республики также приняты Правила благоустройства соответствующих муниципальных образований и Схемы очистки территорий.
В бюджетах муниципальных образований средства на реализацию полномочий в области обращения с отходами в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов производства и потребления предусмотрены лишь как составляющая средств, предусмотренных на благоустройство территории. В то же время не во всех бюджетах муниципальных образований Канашского района предусмотрены денежные средства на решение данных вопросов (Ямашевское сельское поселение Канашского района и Новочелкасинское сельское поселение Канашского района). По данному факту в адрес главы администрации Канашского района Чувашской Республики направлена информация.
Финансовые ресурсы органа местного самоуправления г. Канаш соразмерны полномочиям по решению вопросов местного значения в рассматриваемой сфере. Между тем, не соразмерны финансовые ресурсы органов местного самоуправления муниципальных образований Канашского района Чувашской Республики полномочиям по решению вопросов в данной области.
На основании Республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике» ежегодно выделяются средства из местного бюджета для организации сбора и вывоза отходов (в частном секторе г. Канаш).
Органами местного самоуправления муниципальных образований Канашского района предоставленные бюджетным законодательством права по установлению и исполнению расходных обязательств, осуществлению муниципальных заимствований, инициированию привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы в целях реализации полномочий в области обращения с отходами не использовались.
Нецелевое использование средств местного бюджета, предусмотренных для реализации полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере, в ходе настоящей проверки не выявлено.
Также, настоящей проверкой установлено, что вывоз бытовых отходов и мусора с территории г. Канаш и Канашского района осуществляется на санкционированную свалку, расположенную по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Янтиковское шоссе. Содержание свалки возложено на ООО «Коммунальный сервис» в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенного на основании протокола №58 результатов аукциона.
Земельный участок, на котором расположена вышеуказанная санкционированная свалка, как объект размещения бытовых отходов, отходов производства и потребления выделен 23 февраля
Земельный участок для устройства полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам не имеет.
Санкционированная свалка расположена вне зон санитарной охраны водоисточников, мест массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Размер санитарно-защитной зоны санкционированной свалки от жилой застройки не соответствует предъявляемым требованиям.
Земельный участок для устройства санкционированной свалки отведен в соответствии с утвержденным генеральным планом и относится к категории земель – земли населенных пунктов.
Кроме того, 24 мая 2008 года в д. Сиделево Канашского района прошли публичные слушания по вопросу отвода земельного участка, площадью
Органами местного самоуправления принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок. Так, проводятся месячники по благоустройству, в ходе которых очищаются территории муниципальных образований от мусора, организуются профилактические беседы с населением о недопущении захламления территорий, предусматриваются денежные средства в бюджетах муниципальных образований на решения вопросов в данной сфере. За истекший период 2009 года на территории Канашского района Чувашской Республики ликвидировано 45 небольших несанкционированных свалок. Работа в данной сфере продолжается.
В настоящее время схемы санитарной очистки населенных мест разработаны в г. Канаш и на территории 16 муниципальных образований. Данную работу планируется завершить в сентябре 2009 года.
Органами местного самоуправления соблюдаются требования законодательства при привлечении к участию в организации сбора и вывоза отходов и мусора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
ООО «Коммунальный сервис», осуществляющее деятельность на территории г. Канаш и Канашского района по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, имеет лицензию № ОТ-44-000566 (21) от 10.02.2009 г.
Муниципальные договора на вывоз ТБО требованиям действующего законодательства соответствуют.
2. Органы местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципальных образований немедленно и объективно реагируют на все сообщения о несанкционированных свалках, предпринимают меры по их ликвидации, направляют информацию в соответствующие органы в целях недопущения нарушения природоохранного законодательства.
3. Дела, связанные с нарушением должностными лицами органов местного самоуправления законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), за истекший период 2009 года не возбуждались и не рассматривались.
4. В 2009 году Канашской межрайонной прокуратурой заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ, связанных с нарушением законодательства в обозначенной сфере, не предъявлялись.
В ходе настоящей проверки подготовлено 2 заявления для направления в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в связи с выявлением несанкционированных стихийных свалок на территории Малокибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, в целях обязания администраций указанных муниципальных образований организовать сбор и вывоз отходов и мусора с территории сельских поселений, а также ликвидировать несанкционированные свалки путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.
Кроме того, настоящей проверкой установлены следующие нарушения законодательства в указанной сфере при эксплуатации ООО «Коммунальный сервис» санкционированной свалки.
Так, выявлено, что подъездные пути на санкционированной свалке не организованы, на въезде отсутствует ванна для мытья и дезинфекции автошин выезжающего автотранспорта, свалка имеет ограждение не по всему периметру, также отсутствуют переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, хозяйственная зона свалки не имеет бетонного или асфальтового покрытия. Данные обстоятельства являются нарушением СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее:- ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 11 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
По вышеуказанным фактам в отношении директора ООО «Коммунальный сервис» возбуждено административное производство по ст. 8.2 КоАП РФ и направлено на рассмотрение в ТО Роспотребнадзора по ЧР в г. Канаш.
Также, проверкой установлено, что в нарушение п. 2.30. СанПин 2.2.1/2.1.1-1200 и п.3.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» с юго-запада вышеуказанная санкционированная свалка граничит с коллективными садами, расположенными на расстоянии около
Кроме того, настоящей проверкой установлено, что на земельный участок под санкционированной свалкой отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Не ведется постоянный радиационный дозиметрический контроль поступающих отходов (п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).
По выявленным нарушениям в отношении директора ООО «Коммунальный сервис» также возбуждено административное производство по ст. 6.3 КоАП РФ, которое в настоящее время находится на рассмотрении в ТО Роспотребнадзора по ЧР в г. Канаш.
Также, в ходе настоящей проверки установлено, что на территории Канашского района Чувашской Республики имеется организация – ООО «Коммунальные услуги», осуществляющая деятельность по сбору и транспортировке отходов, при этом лицензия на указанный вид деятельности организацией в установленном законом порядке не получена. В связи с чем, в адрес руководителя ООО «Коммунальные услуги» внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, в ходе настоящей проверки выявлена вновь образованная в сентябре 2009 года несанкционированная свалка на территории Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, расположенная в д. Челкумаги, напротив д. 35 по ул. Разина на расстоянии от него приблизительно
По данному факту в адрес главы администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.
Всего по результатам проверки внесено 2 представления, возбуждено 2 административных производства, подготовлено 2 исковых заявления.
Помощник Канашского межрайпрокурора
Чувашской Республики
юрист 3 класса Ю.М. Власова