16:55 Доброта на страницах истории
Немало тяжелых испытаний выпало на долю чувашского народа за его многовековую историю. Одно из самых страшных – голод 1921-1922 гг. Невозможно без волнения читать архивные документы о том, как опухшие от голода люди питались травой, соломой с крыш, глиной и даже падалью животных, как вымирали целые семьи, сходили с ума матери, хороня умерших детей. Десятки тысяч жизней унесла костлявая рука голода, сотни тысяч были спасены благодаря братской помощи русского и других народов нашей страны. В свою очередь и чувашский народ был всегда отзывчив к чужой беде, всегда делился с другими последним куском хлеба.
Вот один из примеров. 1924 год в Чувашии был благоприятным, а в Нижнем Поволжье вновь случилась засуха, особенно сильно пострадала Саратовская губерния. Оттуда во все уголки страны полетели призывы о помощи. "Голодает 358 тыс. взрослых и 250 тыс. детей. Многие крестьяне питаются суррогатами. От недоедания распространились болезни (тиф, цинга и др.), есть и умершие от голода… помогите нашим крестьянам засеять поля, помогите спастись от голодной смерти", - с таким письмом обратились саратовцы в облисполком ЧАО в марте
Беда соседей взволновала тысячи людей в Чувашии. Была создана специальная областная комиссия помощи голодающим Саратовской губернии, на местах – уездные и волостные.
В газете "Канаш" было опубликовано обращение к рабочим и крестьянам Чувашской области на русском и чувашском языках: "Саратовская губерния ждет нашей помощи. Голод в Саратове – это несчастье, горе всех трудящихся. Спешите скорее помочь, жертвуйте все, что можете и сколько можете, все будет принято с великой радостью и благодарностью".
Была объявлена неделя помощи голодающим. Предусматривалось проведение митингов и собраний в городах и селениях, массовый сбор продуктов, денег, вещей домашнего обихода, субботники в пользу голодающих, кружечные сборы в базарные дни. Все остатки "помголских продуктов" (оставшихся от деятельности комиссии по ликвидации последствий голода в Чувашии) было решено передать в фонд помощи саратовцам. А это десятки пудов риса, сахара, какао, кофе, сгущенного молока, фасоли. Любопытное решение: каждая продаваемая бутылка пива облагалась налогом в пользу голодающих 2 коп., а вина – 5 коп. В уездных и волостных комиссиях оформлялись подписные листы на сбор средств, составлялись описи на вещи. В эти дни в школах, избах-читальнях особенно активно устраивались концерты и спектакли. Весь сбор шел в пользу голодающих, причем билеты продавались дороже, чем обычно. Газета «Канаш» регулярно освещала ход событий, рассказывала о суммах пожертвований, проведенных субботниках и сборах. (Кстати, в тот период это была единственная областная (республиканская) газета).
15 мая
5 июня
"В д. Нижние Кожары Убеевской волости собрано 1 рубль 85 коп., Старые Игити – 2 рубля 60 коп. На Шуматовском базаре партячейка сделала доклад о помощи голодающим, после этого было собрано 8 руб. 20 коп.".
Всего за март – июнь