16.01 История Шихазанской церкви
По данным Геометрического плана межевания Шихазанской волости за 1795 год, Шихазанской церкви было отведено два участка общей площадью 110 десятин земли. Через семьдесят лет эта площадь увеличилась до 152 десятин. В 1850 году цивильский уездный землемер устанавливает границы землепользования 152 десятин земли, выделенной в распоряжение Шихазанской церкви, из расчета 4 десятины на одного церковнослужителя. В то же время к 1865 году на 5066 человек мужского пола Шихазанского прихода приходилось по 1,3 десятины пахотной земли на душу.
Вот какой отчет отправил в Чебоксарское духовное правление священник Шихазанской церкви в 1819 году: «Пашенной и сенокосной земли 33 десятины обрабатываются прихожанами, то священнослужители вместо того пользуются ругой (жалованьем) прихожан по одной пудовке ржи с каждого венца. Вместо сенных покосов получают деньгами по справочной цене за копну с каждого венца».
Из архивных данных Николая Никольского следует, что первая деревянная церковь в Шихазанах была выстроена между 1723 и 1729 годами. На начало 1793 года в Шихазанах действовало две церкви. Из описания Цивильска и окрестностей следует, что одна из них — во имя Николая Чудотворца — была каменная. Другая — деревянная, ветхая, во имя Казанской Божией Матери.
В 1804 году после снесения деревянной церкви оставшаяся каменная трехпрестольная церковь была переименована во имя Казанской Божией Матери с приделами святой великомученицы Варвары и Святого Николая Чудотворца.
Первым священником Шихазанской церкви был Степан Григорьев. Это следует из письма архимандрита Чебоксарского Антония от 24 апреля 1752 года.
По данным описей Шихазанской церкви за 1783 и 1796 годы, обряд таинства причастия совершали священники Авраам Алексеев, Денис Григорьев, Максим Иванов.
В новом трехпрестольном храме несли службу священники Максим Иванов, Денис Григорьев, пономарь Борис Иванов и дьячок Александр Иванов. Сохранилось предание, что Максима Иванова в народе называли Большой поп. С 1811 года священником назначен Михаил Степанов. В метрических записях 1822 года значится имя священника Федора Иевлева, который нес службу до 1828 года. В 1805 году в священники был произведен Иосиф Максимов-Островский, сын бывшего священника Максима Иванова, который прослужил до 1829 года. С 1809 года в Шихазанской церкви начал служить известный педагог-просветитель Яков Данилович Каменский. С 1828 года сан священника Шихазанской церкви получил Александр Бальбуциновский.
В 1787 году при закладке в Шихазанах нового храма расположенное со времени основания села на этом месте старое кладбище было закрыто, а для нового было выделено место в сосновой роще на другой стороне реки Малый Цивиль. На месте ликвидированного кладбища разместили работающий по пятницам базар. Древние чуваши праздновали пятницу как воскресный день. По преданию, в этот день Бог сходит на землю посмотреть, как живут чуваши. Видимо, базарный день был своеобразным отголоском древнего верования, праздником, который сохранился по сей день. По утверждению Никольского, влияние ислама следует приписать обычаю чуваш праздновать пятницу вместо воскресенья.
Историю о финансировании строительства Шихазанской церкви можно отнести к числу детективных. Дело в том, что ни в одном из имеющихся архивов не удалось найти договор на это строительство. Однако выяснилось, что меценатом выступил чебоксарский купец Иван Клюев. Информация о возведении Шихазанской церкви на средства купца Клюева обнаружилась в материалах Казанской Епархии. Кроме того, были найдены документы о том, что одновременно с началом строительства по предписанию Казанской казенной палаты от 11 ноября 1792 года купцу Ивану Клюеву были переданы в аренду шихазанская и атнашевская казенные мельницы на реке Малый Цивиль. Передача была проведена на льготных условиях без проведения конкурса и с незначительным размером оброка в 147 руб. 75 коп. в год за Шихазанскую мельницу и 113 руб. 30 коп. за атнашевскую.
Из документов Цивильского земского суда видно, что в 1823 году с прихожан собирались деньги на ремонт Шихазанской церкви. Однако подрядчик коллежский регистратор Иван Богатов отказался принять эти деньги по причине ветхости. Только решением суда этот спор был разрешен.
Церковь была выстроена небольшая и уже к 1833 году не вмещала всех прихожан из 17 деревень, особенно по праздникам. В то время существовало Министерство государственного имущества России, куда и обратились прихожане с просьбой о расширении Шихазанской церкви. В министерстве было принято положительное решение. 15 октября 1852 года из государственной казны была выделена ссуда в 4526 руб. 66 коп. с рассрочкой платежа на 5 лет. К реконструкции церкви приступили в мае 1861 года. Придел и колокольня были разобраны до основания. Заною были выстроены два придела и новая колокольня гораздо выше прежних. В последующие годы на реконструкцию Шихазанской церкви из государственной казны было дополнительно выделено 1127 руб. 90 коп. После восстановительного ремонта 19 декабря 1868 года храм был освящен Чебоксарским епископом. Однако весь следующий 1869 год по причине неурожая и отсутствия денег на церковное содержание храм бездействовал.
К началу XX столетия стало ясно, что храм нуждается в дальнейшем расширении. Опять встал вопрос о финансировании. Приходское попечительство, включающее представителей местной власти, предпринимателей и священнослужителей, приняло решение о мирском сборе средств на строительство по 50 коп. с каждого жителя прихода.
В 1913 году начались работы по расширению храма. Руководство было возложено на предпринимателя Николая Абалымова. Усердие Абалымова в строительстве было оценено, и в следующем году он был выдвинут на должность церковного старосты. Вкладывал ли Николай Абалымов свои собственные средства в Шихазанскую церковь — также не установлено, архивных документов по этому вопросу не нашлось. Однако в то время старостами храмов, как правило, становились меценаты, жертвующие средства на их строительство.
Например, на строительство Абашевской, Икковской церквей Чебоксарской волости и Благовещенской церкви в Чебоксарах вложили значительные суммы наследники купца Ефремова, ставшие впоследствии церковными старостами. В Цивильской волости также были избраны старостами Амачкин — в Ивановской церкви и Ардатов — в Рындинской церкви. Должность церковного старосты считалась почетной и престижной в общественной деятельности. Она давала возможность баллотироваться в депутаты Земства и Государственной думы.
Шихазанской церкви однажды выпала честь быть удостоенной личного внимания императора России. В 1861 году при рассмотрении вопроса о выдаче средств из государственного казначейства на финансирование православных храмов император Александр II отметил: «Одна церковь на 10 тысяч прихожан в Шихазанах недостаточна». С учетом высочайшего замечания в конце XIX века были построены три новые церкви в селениях Шибылги, Ямашево, Ухманы. В 1901 году была возведена церковь на ст. Шихраны (Канаш).