Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

16.01 История Шихазанской церкви

По данным Геометрического плана межевания Шихазанской волости за 1795 год, Шихазанской церкви было отведено два участка общей площадью 110 десятин земли. Через семьдесят лет эта площадь увеличилась до 152 десятин. В 1850 году цивильский уездный землемер устанавли­вает границы землепользования 152 десятин земли, выде­ленной в распоряжение Шихазанской церкви, из расчета 4 десятины на одного церковнослужителя. В то же время к 1865 году на 5066 человек мужского пола Шихазанского прихода приходилось по 1,3 десятины пахотной земли на душу.

Вот какой отчет отправил в Чебоксарское духовное прав­ление священник Шихазанской церкви в 1819 году: «Па­шенной и сенокосной земли 33 десятины обрабатываются прихожанами, то священнослужители вместо того пользу­ются ругой (жалованьем) прихожан по одной пудовке ржи с каждого венца. Вместо сенных покосов получают деньга­ми по справочной цене за копну с каждого венца».

Из архивных данных Николая Никольского следует, что первая деревянная церковь в Шихазанах была выстроена меж­ду 1723 и 1729 годами. На начало 1793 года в Шихазанах действовало две церкви. Из описания Цивильска и окрест­ностей следует, что одна из них — во имя Николая Чудо­творца — была каменная. Другая — деревянная, ветхая, во имя Казанской Божией Матери.

В 1804 году после снесения деревянной церкви остав­шаяся каменная трехпрестольная церковь была переимено­вана во имя Казанской Божией Матери с приделами свя­той великомученицы Варвары и Святого Николая Чудо­творца.

Первым священником Шихазанской церкви был Степан Григорьев. Это следует из письма архимандрита Чебоксарс­кого Антония от 24 апреля 1752 года.

По данным описей Шихазанской церкви за 1783 и 1796 годы, обряд таинства причастия совершали священники Ав­раам Алексеев, Денис Григорьев, Максим Иванов.

В новом трехпрестольном храме несли службу священники Максим Иванов, Денис Григорьев, пономарь Борис Иванов и дья­чок Александр Иванов. Сохранилось предание, что Макси­ма Иванова в народе называли Большой поп. С 1811 года священником назначен Михаил Степанов. В метрических за­писях 1822 года значится имя священника Федора Иевлева, который нес службу до 1828 года. В 1805 году в священники был произведен Иосиф Максимов-Островский, сын быв­шего священника Максима Иванова, который прослужил до 1829 года. С 1809 года в Шихазанской церкви начал служить известный педагог-просветитель Яков Данилович Каменский. С 1828 года сан священника Шихазанской церкви получил Александр Бальбуциновский.

В 1787 году при закладке в Шихазанах нового храма рас­положенное со времени основания села на этом месте ста­рое кладбище было закрыто, а для нового было выделено место в сосновой роще на другой стороне реки Малый Цивиль. На месте ликвидированного кладбища размести­ли работающий по пятницам базар. Древние чуваши праз­дновали пятницу как воскресный день. По преданию, в этот день Бог сходит на землю посмотреть, как живут чу­ваши. Видимо, базарный день был своеобразным отголос­ком древнего верования, праздником, который сохранил­ся по сей день. По утверждению Никольского, влияние ислама следует приписать обычаю чуваш праздновать пят­ницу вместо воскресенья.

Историю о финансировании строительства Шихазанской церкви можно отнести к числу детективных. Дело в том, что ни в одном из имеющихся архивов не удалось найти договор на это строительство. Однако выяснилось, что ме­ценатом выступил чебоксарский купец Иван Клюев. Ин­формация о возведении Шихазанской церкви на средства купца Клюева обнаружилась в материалах Казанской Епар­хии. Кроме того, были найдены документы о том, что од­новременно с началом строительства по предписанию Ка­занской казенной палаты от 11 ноября 1792 года купцу Ивану Клюеву были переданы в аренду шихазанская и атнашевская казенные мельницы на реке Малый Цивиль. Передача была проведена на льготных условиях без прове­дения конкурса и с незначительным размером оброка в 147 руб. 75 коп. в год за Шихазанскую мельницу  и 113 руб. 30 коп. за атнашевскую.

Из документов Цивильского земского суда видно, что в 1823 году с прихожан собирались деньги на ремонт Шихазанской церкви. Однако подрядчик коллежский регист­ратор Иван Богатов отказался принять эти деньги по при­чине ветхости. Только решением суда этот спор был разре­шен.

Церковь была выстроена небольшая и уже к 1833 году не вмещала всех прихожан из 17 деревень, особенно по праздникам. В то время существовало Министерство госу­дарственного имущества России, куда и обратились прихо­жане с просьбой о расширении Шихазанской церкви. В ми­нистерстве было принято положительное решение. 15 октяб­ря 1852 года из государственной казны была выделена ссуда в 4526 руб. 66 коп. с рассрочкой платежа на 5 лет. К рекон­струкции церкви приступили в мае 1861 года. Придел и колокольня были разобраны до основания. Заною были вы­строены два придела и новая колокольня гораздо выше пре­жних. В последующие годы на реконструкцию Шихазанской церкви из государственной казны было дополнительно вы­делено 1127 руб. 90 коп. После восстановительного ремонта 19 декабря 1868 года храм был освящен Чебоксарским епис­копом. Однако весь следующий 1869 год по причине не­урожая и отсутствия денег на церковное содержание храм бездействовал.

К началу XX столетия стало ясно, что храм нуждается в дальнейшем расширении. Опять встал вопрос о финан­сировании. Приходское попечительство, включающее представителей местной власти, предпринимателей и священнослужителей, приняло решение о мирском сборе средств на строительство по 50 коп. с каждого жителя при­хода.

В 1913 году начались работы по расширению храма. Руко­водство было возложено на предпринимателя Николая Абалымова. Усердие Абалымова в строительстве было оценено, и в следующем году он был выдвинут на должность цер­ковного старосты. Вкладывал ли Николай Абалымов свои собственные средства в Шихазанскую церковь — также не установлено, архивных документов по этому вопросу не на­шлось. Однако в то время старостами храмов, как правило, становились меценаты, жертвующие средства на их строи­тельство.

Например, на строительство Абашевской, Икковской церквей Чебоксарской волости и Благовещенской церкви в Чебоксарах вложили значительные суммы наследники купца Ефремова, ставшие впоследствии церковными ста­ростами. В Цивильской волости также были избраны ста­ростами Амачкин — в Ивановской церкви и Ардатов — в Рындинской церкви. Должность церковного старосты счи­талась почетной и престижной в общественной деятель­ности. Она давала возможность баллотироваться в депута­ты Земства и Государственной думы.

Шихазанской церкви однажды выпала честь быть удос­тоенной личного внимания императора России. В 1861 году при рассмотрении вопроса о выдаче средств из государ­ственного казначейства на финансирование православных храмов император Александр II отметил: «Одна церковь на 10 тысяч прихожан в Шихазанах недостаточна». С уче­том высочайшего замечания в конце XIX века были пост­роены три новые церкви в селениях Шибылги, Ямашево, Ухманы.  В 1901 году была возведена церковь на ст. Шихраны (Канаш).

 

 

 

 



05 сентября 2007
00:00
Поделиться