"Сто дорог - одна твоя"
Профессиональное самоопределение - центральный момент становления личности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В настоящее время можно выделить целый ряд специфических проблем, стоящих перед человеком в профессиональном самоопределение, в выборе профессионального будущего. Одни из них связаны с нестабильной ситуацией в стране, изменчивостью рынка труда, другие – с тем, что прежние ценностно – нравственные и профессиональные ориентации во многом перестали соответствовать реальной жизни, а новые в современной России практически не сформированы. Одновременно ежегодно растет число выпускников школ, обращающихся с запросом на профессиональную ориентацию к школьным психологам и профконсультантам центров занятости, Поэтому актуальной является проблема конкретной помощи молодым людям в их профессиональном самоопределении.
В настоящее время формирование психологической готовности человека (особенно молодежи) к труду, сознательному выбору профессии, места работы стало не просто необходимым, но и многогранным процессом. Его нельзя осуществлять разрозненно, хотя бы с помощью очень хороших мероприятий, требуется систематическая, последовательная и длительная работа. Обеспечить эффективность этого процесса может только четкая система взаимоувязанных мер и долгосрочных программ, учитывающая все многообразие влияний на выбор человеком профессии.
Одним из основных направлений профориентационной работы Канашского центра занятости населения является системная, целенаправленная работа по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, учебных заведений города и района с другими заинтересованными организациями. В течение года вопросы профессиональной ориентации постоянно рассматриваются на заседаниях с приглашением представителей отделов образования, отделов молодежи, учителей, ответственных за профориентацию в школе.
В настоящее время основой всей работы со школьниками и студентами является проведение месячника профориентации. Так с 16 февраля по 15 апреля 2005 года в г. Канаше и Канашском районе прошел месячник профориентации учащей молодежи «Сто дорог – одна твоя».
Ежегодно для его проведения составляем план общеобразовательных мероприятий. Получил широкое распространение и пользовался достаточной популярностью среди учащихся школ следующий комплект методических разработок, как:
- Смотр – конкурс «Об организации работы по профессиональной ориентации школьников и лучшее оформление кабинетов по профориентации»;
- Проведение классных часов по тематике «Человек и профессия», «Кем быть?», «Все профессии нужны – все профессии нужны» и другие;
- Групповые консультации с учащимися выпускных классов;
- Психологическое тестирование по методикам «ДДО», «Голланд», «Карта интересов»;
- Встречи с работодателями;
- Экскурсии на предприятия города (Канашский Вагоноремонтный завод);
- Конкурс писем – рассуждений «Каким я себя представляю через 10 лет», «Если бы я стал…»;
- Конкурс кроссвордов;
- День открытых дверей в ПУ-16 г.Канаша;
- Проведение психологических игр, тренингов по профориентации «Будущее в твоих руках», «Дорога в профессию».
Эти мероприятия позволили учащимся более детально познакомиться со структурой и формами работы центра занятости, с рынком труда, получить консультацию по выбору профессии, пройти диагностику профессиональных интересов и склонностей, личных качеств, по вопросам профессионального самоопределения, пройти тестирование, подобрать учебное заведение для дальнейшего обучения.
В 2005 году был организован передвижной консультационный пункт для информирования и профессиональной ориентации учащейся и незанятой молодежи в далеко отдаленных населенных пунктах. Так удалось побывать в Янгличской школе, где с учащимися 10-11 классов провели экономическую игру «Фермер». Выезжали в село Шоркасы Канашского района, расположенное в 30 км от города. В сельском клубе была организована встреча с незанятой сельской молодежью.
А поскольку в сельских школах в классе количество детей небольшое, то практически каждый смог обсудить с профконсультантом индивидуальные варианты своего профессионального пути.
Специалисты центра занятости оказывали учителям школ практическую помощь (консультирование и диагностика учащихся выпускных классов, обеспечение информационным материалом о рынке труда, по выбору профессий для оформления уголков по профориентации).
Среди других форм работы центра занятости получили распространение открытые занятия с приглашением психологов с УМЦ Департамента «Аспект» для педагогов города и района, ответственных за профориентационную работу в школах. Так, 16 февраля и 16 марта прошли показательные тренинги «Будущее в твоих руках» и «Дорога в профессию».
В 2005 года продолжили тесное сотрудничество с воспитанниками, Школы – интернат и Социального приюта, в основном которыми являются дети из группы риска и неблагополучных семей. С ними провели ряд игр «Необитаемый остров», мотивационных бесед, психологических тестирований по самоопределению.
В рамках месячника профориентации , для привлечения внимания к профессиональному самоопределению подростков был объявлен конкурс творческих работ по следующим номинациям:
конкурс писем – рассуждений
«Каким я представляю себя через 10 лет»,
«Если бы я стал…»
конкурс кроссвордов
Кроссворды были подобраны таким образом, что для каждого возраста был свой вариант.
Из 40 писем – рассуждений и 50 кроссвордов, предоставленных на конкурс предстояло выбрать самые лучшие. При оценки работ учитывалось логичность рассуждения, грамотность, аккуратность, творчество и самостоятельность выполнения работы. В результате были отмечены 12 сочинений, 20 кроссвордов.
Участники, занявшие призовые места будут награждены дипломами и памятными подарками.
Подводя итоги месячника профориентации «Сто дорог – одна твоя», в котором в этом году приняло участие свыше 600 человек можно сделать следующие выводы: каждая школа определяет свою модель работы, но сегодня все едины во мнении, что профориентационная работа в школе необходима и что ее нужно проводить с учетом потребностей рынка труда своей местности. Поэтому очень важным направлением в работе с учащимися школ становится формирование у них мотивов и ценностных установок при выборе профессии. Профессиональная работа в школе обязана не только знакомить с основами выбора профессии, но и должна учить трудиться, ибо как говорил еще Эдисон: «Успех в любом деле – это 10% везения и 90% потения».