16:30 Об итогах месячника профориентации «Пять проектов на будущее»
Юность – замечательная пора в жизни человека. Это время размышлений о будущем, построение планов и определения перспектив своей жизни. Что ждет юношу и девушку за порогом юности? От чего зависит жизненный путь? Как найти себя в этом мире? Это вопросы, которые задает себе каждый выпускник школы. Свое будущее выпускники связывают с интересной и престижной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости. Для этого необходимо, прежде всего, правильно выбрать профессию.
ГУ "Канашский городской (межрайонный) центр занятости населения" при участии администраций города и района, общеобразовательных школ, городских и районных библиотек, для оказания практической помощи учащимся школ в целенаправленном и осознанном выборе профессии, предоставления информации о перспективах развития местного рынка труда и образовательных услуг с 3 марта 2004 года проводит месячник профориентации учащейся молодежи «Пять проектов на будущее!». Из – за большого объема профориентационной работы со школьниками было решено продлить месячник профориентации до конца мая. В плане работы предусмотрено проведение игры – профессиональной пробы профессий «Могу ли я стать…!» с учащимися школы – интерната.
Месячником было охвачено более 10 тысяч учащейся молодежи, а профориентационными услугами Центра воспользовались 546 учащихся 5 – 11 классов школ города и района: из них 191 человек по району, 355 по городу.
Накоплением большого опыта работы с молодежью является разработка форм и методов работы не только с выпускными, но и со всеми учащимися, начиная с младших классов.
В целях оказания практической и методической помощи по проведению занятий по профориентации решено было провести показательные занятия по теме «Я и моя профессия».
Такие мероприятия были проведены 03.03.2004 года в Большебикшихской СОШ Канашского района для учителе школ района и 10.03.2004 – в СОШ №8 г. Канаш для учителей города. Учителям было рекомендовано проведение подобных мероприятий у себя в школах. По итогам месячника в комиссию представлены сценарии уроков и занятий по профессиональной ориентации, разработанные учителями 10 школ (3 - по городу и 7 – по району). К началу следующего учебного года по представленным материалам Канашский центр планируют выпустить методическое пособие.
С 2004 года стало внедряться новое направление по работе с молодежью, испытывающей трудности в выборе профессии: проведение тренинга «Найди себя» с привлечением психологов из Учебно – методического центра «Аспект» Департамента ФГСЗН по Чувашской Республике. Услугами подобной формы работы воспользовались 105 учащихся выпускных классов школ города и района.
Также профконсультанты Центра принимали участие в проводимых внешкольных мероприятиях, в частности выступали на родительских собраниях с темой «Положение на современном рынке труда».
Удалось побывать и в Юношеской городской библиотеке на диалоге – консультации «Чтобы карьера была успешной». В числе участников были 28 учащихся Канашской СОШ №10, которые ознакомились с профессиональной информацией, необходимой для принятия решения о будущем профессиональном пути.
В рамках месячника профориентации, для привлечения внимания к профессиональному самоопределению подростков был объявлен конкурс творческих работ «Я выбираю профессию» по следующим номинациям:
конкурс сочинений – рассуждений
«Мои увлечения»
«Уважаемые профессии»
конкурс рисунков
«Когда я стану взрослым»
«Профессия и современность»
В течении трех часов комиссия анализировала и подвела итоги месячника. Из 75 сочинений и более 80 рисунков, предоставленных на конкурс, предстояло выбрать самые лучшие. При оценки работ учитывалось аккуратность, творчество, самостоятельность выполнения, логичность рассуждения, последовательность изложения текста. В результате были отмечены 26 сочинений, 11 рисунков.
Участники, занявшие призовые места, будут награждены дипломами и памятными подарками, а все остальные – грамотами и благодарственными письмами за их активное участие в конкурсе.
Для координации работ по выполнению условий положения по месячнику профессиональной ориентации в каждой городской и районных школах был объявлен конкурс «Лучший уголок профориентации». Для его оформления Центром был подготовлен и роздан учителям, ответственным за профориентационную работу в школе, методический материал. Фотографии профориентационных уголков с использованием полученного материала предоставили 3 школы.
Анализируя информации о проделанной работе по профессиональной ориентации учащихся, которые предоставили 3 городские и 6 районных школ, можно сделать вывод, что непростая ситуация на местном рынке труда заставляет Центр занятости и образовательные учреждения активизировать работу по формированию у учащихся сознательного подхода к выбору профессии с учетом как собственных интересов, склонностей, так и потребностей города и района в кадрах.
С этой целью в школах применялись разнообразные формы и методы работы с учащимися. Среди них можно выделить: конкурс «Реклама профессий», Ток – шоу «Роль человека в современном мире», встречи с представителями рабочих профессий, экскурсии по учебным заведениям города, экскурсии на предприятия, проведение занятий по профоиентационной работе «Кто я, или что я думаю о себе?», выставки – просмотры литературы «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем ».
По результатам месячника профориентации «Пять проектов на будущее» можно сделать следующие выводы: несмотря на происходящие социально – экономические перемены в российском обществе, основной мотивацией при выборе профессии для большинства школьников является престижность профессии, получение интересной работы и возможности реализовать свои способности. При этом они руководствуются отнюдь не соображениями востребованности избранной ими профессии на рынке труда, а с позиции реализации своих интересов и способностей. Более трети старшеклассников считают, что свои способности они могут реализовать, поступив на краткосрочные курсы профессиональной подготовки. Образование для них представляет ценность как инструмент, позволяющий в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально – экономический статус. Профессиональная ориентация молодежи, в том числе выпускников школ продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в работе ГУ "Канашский городской (межрайонный) центр занятости населения".