Вся жизнь с фотокамерой
Сергей Васильев в детстве вовсе не мечтал стать фотохудожником и тем более не помышлял о славе. У мальчишки, родившегося в 1936 году в деревне Малые Кибечи Канашского района, были более приземленные желания. После окончания деревенской школы Сергея призвали в армию. Попал он в Челябинск. Разве мог паренек подумать тогда, что этот уральский город станет для него второй родиной.
“Отслужил и остался в Челябинске, на ударной комсомольской стройке”, - рассказывает Сергей Григорьевич. Новоиспеченный строитель очень хотел стать юристом. А тогда как раз проводилась кампания “Лучшие рабочие кадры – на укрепление правоохранительных органов”. Так он оказался в Елабуж-ской школе милиции, после окончания которой его распределили в челябинский уголовный розыск. “Уголовке” Васильев отдал шесть лет, дослужился до капитана. Фотоаппарат впервые в жизни он взял в руки в школе милиции: в программе обучения стоял спецпредмет - “Судебно-медицинская фотография”. Уже тогда будущего милиционера завораживали снимки из журнала “Советское фото” и чехословацкого “Фоторевю”. Сергей Григорьевич так увлекся съемками, что хобби вскоре привело его в городскую газету “Вечерний Челябинск”. Его работы печатались в более чем двухстах периодических изданиях Союза и зарубежья. Впоследствии вместе с признанием появились книги, фотоальбомы, посвященные творчеству уральского мастера. А в Великобритании вышла книга, полностью иллюстрированная его фотографиями. Издатели попросили Сергея Григорьевича подобрать снимки на специфическую тему – о тюремных татуировках. Собирая материал, ему пришлось объехать 40 тюрем и колоний. Правда, как признался мастер жанрово-репортажной фотографии, ближе ему женская тема. Во всем ее многообразии. Прекрасной половине человечества собирается посвятить он готовящийся к печати фотоальбом “Дива”. Не чурается Сергей Григорьевич и обнаженной натуры. Причем его снимки начисто лишены налета пошлости. С фото в стиле “ню” связано несколько курьезных ситуаций. Первый случай произошел в Свердловске (ныне Екатеринбург) в год празднования столетия вождя мирового пролетариата. На выставке “Урал-пресс-фото” за снимок обнаженной беременной женщины С. Васильеву присудили золотую медаль. Однако посетители вернисажа отмеченную фотографию так и не увидели. Из пуританских соображений выставлять ее запретили. Подобная же история случилась через два года в Таллинне. Тогда отмечали 70-летие образования СССР (Сергею Григорьевичу всегда везло на круглые даты). В число запретных угодила серия его работ “Сельская баня”, отмеченная серебряной медалью. Конфликты с чиновниками, тем не менее, не поставили крест на карьере художника. Более того, ему разрешали выезжать за границу. Судьба была к Сергею Григорьевичу благосклонна: четырежды, в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах ему присуждали самую престижную среди фотографов-профессионалов награду – премию “Золотой глаз” (аналог кинематографического “Оскара”). Вручали премии и на международной выставке “Уорлд-пресс-фото” в Голландии. Главные призы тогда получили две вышеупомянутые работы, а также серии фотографий об экспериментальных родах под водой и снимок, на котором запечатлены петушиные бои в родной деревне Сергея Григорьевича. Добился признания Васильев и у нас в стране. Почетный гражданин города Челябинска, заслуженный работник культуры России, награжден орденом Дружбы, многими медалями. На малой родине Сергею Григорьевичу приходится гостить редко. Много времени отнимает собственная галерея и руководство областной гильдией фотографов-профессионалов (в союзах журналистов и фотохудожников мастер числиться принципиально не желает). Несмотря на жуткую занятость, связи с деревней Малые Кибечи, где живут его мать и сестра, Васильев не теряет. Он признался, что задумал в ближайшее время выпустить фотоальбом под названием “Малая родина”. Вот только сын, Сергей-младший, не пошел по стопам талантливого родителя, хотя так же, как он, получал награды на выставках. “С возрастом утратил интерес к фотографии”, - грустно улыбается его отец. Сергей Григорьевич не любит модных технических наворотов вроде цифровых фотокамер: “Как истинный фотограф, “цифре” не верю”. Он предпочитает цветному изображению черно-белое, более ценящееся среди профессионалов. Снимает свои шедевры Васильев японским “НИКОНом”, а когда-то начинал фотографировать стареньким “ФЭДом-2”, который у него, кстати, украли… в школе милиции. Из чувашских фотографов С. Васильев дружит с В. Романовым, С. Игнатьевым, Б. Михайловым, близко знал покойного фотокорреспондента “Советской Чувашии” Б. Иванова. На этой неделе он побывал в редакции “Советской Чувашии”. В память о встрече С. Васильев презентовал коллегам свой последний фотоальбом с символическим названием “Жизнь бесконечна”. “Пока живем – творим” - вот кредо чувашско-челябинского фотохудожника.