Официальные разъяснения ФАС России по Федеральному закону от 21.07.2005 №94-ФЗ
Официальные разъяснения ФАС России по
Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ
№
п/п Официальные разъяснения ФАС России по
Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-19 Закона о размещении заказов)
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу.
2. Поскольку договоры на авторский надзор и на строительство здания и сооружений музея, заключенные соответственно 01.05.2000 г. и 01.02.2000 г., то есть до вступления в силу Закона о размещении заказа, являются долгосрочными, и сметная стоимость строительства не изменилась, ФАС России считает возможным продолжение строительства по ранее заключенным договорам до выполнения сторонами своих обязательств.
3. Из обращения следует, что государственный контракт на обеспечение средствами защиты населения, проживающего в зоне защитных мероприятий по хранению и уничтожению химического оружия между Роспромом и ОАО «ЭХМЗ» заключен 17.02.2006. Следовательно, отношения сторон по реализации данного контракта регулируются нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и
одностороннем порядке не допускается.
Исходя из изложенного, заключение дополнительною; соглашения к государственному контракту от 17.02.2006 г. № ЦР/06/2090/УЗО/К в части уменьшения объема поставляемой продукции неправомерно, и не может быть согласовано ФАС России.
4. ФАС России рассмотрел обращение МИД России о даче разъяснений положений Федерального закона от 21.07.2005г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части необходимости проведения нового конкурса по выбору Управляющей компании по реализации инвестиционного проекта строительства нового учебного корпуса МИТЭК МГИМО(У) МИД России, и сообщает.
В 2004 году Московским государственным институтом международных отношений (Университетом) Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МГИМО(У) МИД России) был проведён открытый конкурс по выбору Управляющей компании по реализации инвестиционного проекта строительства нового учебного корпуса МИТЭК МГИМО(У) МИД России по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, вл. 76. Сумма государственного контракта по данному конкурсу составляла 942 012 500 рублей. Победителем было признано Государственное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт».
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 2114 и от 07.02.2006 г. № 140-р открыто бюджетное финансирование строительства нового корпуса МГИМО (У) МИД России для размещения Европейского учебного Института/Колледжа по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, вл. 76. Сумма государственных капитальных вложений на 2006 г. составляет 132 000 000 рублей.
В связи с тем, что в проект на строительства Учебного корпуса Российского Европейского Колледжа МГИМО(У) МИД России и проектно – сметную документацию внесены изменения, а также изменение суммы государственных капиталовложений, ФАС России считает необходимым проведение нового конкурса по выбору генерального подрядчика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
5. В связи с тем, что Институт победил в конкурсе на размещение государственного контракта и заключил контракт в качестве исполнителя на выполнение научно исследовательских и опытно - конструкторских работ, действие закона о размещении заказов на Институт в данном конкретном случае распространяется только как на поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом, привлечение Институтом субподрядчиков на выполнение данного контракта осуществляется не по процедурам Закона о размещении заказов.
6. Данные запасные части и электрооборудование являются предметом Государственного оборонного заказа.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» ФАС России назначен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. Полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу осуществляются Рособоронзаказом в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21.01.2005 г. № 56с.
Таким образом, обращение ГУ Уральское окружное управление материально-технического и военного снабжения МВД России направляется в Рособоронзаказ для рассмотрения по принадлежности.
7. ФАС России рассмотрел представленное ЗАО «ДИАМАНТ» обращение с просьбой выдать справку о том, что ЗАО «ДИАМАНТ» не находится в реестре недобросовестных поставщиков, и сообщает.
На основании части 11 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков,
требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанное постановление Правительства Российской Федерации до\ настоящего времени не принято и, соответственно, реестр недобросовестных поставщиков в настоящее время на федеральном уровне не ведется.
На основании изложенного ФАС России отказывает ЗАО «ДИАМАНТ» в выдаче справки об отсутствии последнего в реестре недобросовестных поставщиков.
ФАС России также сообщает, что в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о размещении заказов до установления Правительством Российской Федерации порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вести реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, ФАС России обращает внимание ЗАО «ДИАМАНТ» на положение части 6 статьи 11 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым проверка соответствия участников размещения заказа требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие такому требованию.
8. Законом о размещении заказов не предусмотрено право органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, производить замену контрагента по государственному контракту.
ФАС России также сообщает, что на основании статьи 5 Закона о размещении заказов действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд являются размещением заказов, которое производится в порядке, предусмотренном Законом о
размещении заказов. Таким образом, заключение дополнительною соглашения с ООО «НИИЭМИ» без использования процедур открытых торгов противоречит порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, предусмотренному Законом о размещении заказов. На основании изложенного ФАС России считает неправомерным размещение заказа без проведения процедуры торгов.
Также ФАС России обращает внимание Федерального агентства по науке и инновациям на возможность расторжения контракта в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта, и заключения нового с использованием процедуры открытых торгов.
9. ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о размещении заказов указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и возникшим после его вступления в силу. К отношениям, связанным с размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и возникшим до вступления в силу Закона о размещении заказов, указанный Федеральный закон применяется в, части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.
На основании части 6 статьи 9 Закона о размещении заказов по предложению заказчика в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на пять процентов такой цены.
На основании изложенного ФАС России сообщает, что изменение цены контракта, в том числе на основании внесения изменений и дополнений в него возможно в пределах
установленного частью 6 статьи 9 Закона о размещении заказов лимита.
Кроме того, ФАС России сообщает, что изменение условий государственного контракта путем увеличения стоимости заказываемых товаров (работ, услуг) после вступления в силу Закона о размещении заказов производится в соответствии с положениями указанного Федерального закона.
ФАС России считает правомерным увеличение стоимости государственного контракта в случае, если государственный контракт №1 от 17.10.05г. включает положение о возможности увеличения стоимости Государственного контракта пропорционально объему дополнительных работ, услуг и если такое увеличение стоимости (увеличение цены) не превышает 5% цены контракта.
10. В соответствии с частью 2 статьи 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Бюджетного Кодекса бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, ФАС России считает, что средства, полученные от уставной коммерческой деятельности учреждения учитываются в смете расходов и доходов учреждения и при использовании данных средств необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов.
11. ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 2
статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон не применяется в случаях размещения заказов, если товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 тысяч рублей.
В Законе о размещении заказов прямо не урегулированы случаи допустимости размещения таких заказов в течение определенного периода времени. Отсутствие прямого законодательного регулирования данной ситуации может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков в части преднамеренного дробления заказов.
Вместе с тем целями Закона о размещении заказов являются эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Так, например, в целях недопущения аналогичных злоупотреблений при размещении заказов путем запроса котировок в части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов установлен запрет размещения путем запроса котировок заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250 тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия
закона).
По мнению ФАС России, для предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о размещении заказов отношений следует применить аналогию закона, установленную частью 3 статьи 42 Закона о размещении заказов, поскольку данная норма регулирует сходные гражданско-правовые отношения. То есть заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 60 тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Также ФАС России обращает внимание, что в действиях заказчика, уполномоченного органа по размещению заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, на суммы, не превышающие 60 тысяч рублей, совершенных чаще, чем раз в квартал и без использования процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, могут содержать признаки нарушения статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части предоставления органом государственной власти необоснованных льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
Кроме того, статьей 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за размещение заказов на одноименные товары, работы, услуги без заключения государственного или муниципального контракта.
Одновременно ФАС России обращает внимание, что положения части 2 статьи 1 Закона о размещении заказов не исключают право заказчика осуществлять размещение заказов на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей, с использованием процедур торгов или запроса котировок, предусмотренных Законом о размещении заказов.
12. ФАС России сообщает, в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (письмо № Д07-782 от 25.04.2006), при отнесении товаров к одноименным следует руководствоваться ГОСТ Р 51303-99 «Торговля, Термины и определения» постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке
наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские качества, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.
13. ФГУ «Центр ветеринарии» просит ФАС России провести регистрацию Контракта в соответствии со статьей 18 Закона о размещении заказов.
Относительно проведения регистрации Контракта ФАС России сообщает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2006 года №117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов» с 1 января по 31 декабря 2006 г. ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а с 1 января 2007 г. – Федеральное казначейство.
Глава 4. Размещение заказов путем запроса котировок
14. ФАС России рассмотрел обращение Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее -Агентство) о даче разрешения на выбор подрядных организаций для выполнения гидрографических работ, эколого-технологического контроля и химико-аналитического исследования грунтов, а также дноуглубительных работ на сумму, превышающую 250 тыс. руб., с использованием процедуры запроса котировок, и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров,
выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем двести пятьдесят тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Так же ФАС России обращает внимание Агентства на положение части 4 статьи 42 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой в случае нарушения положения о предельном размере суммы размещения заказа путем запроса котировок, государственный или муниципальный контракт может быть признан судом недействительным на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Так же ФАС России сообщает, что Закон о размещении заказов не наделил ФАС России полномочиями на согласования размещения заказа путем проведения запроса котировок.
На основании изложенного ФАС России считает размещение заказа на выполнение гидрографических работ, эколого-технологического контроля и химико-аналитического исследований грунтов, а также дноуглубительных работ с использованием процедуры размещения заказов запросом котировок не правомерным.
Глава 6. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
15. Правомерно ли размещение заказа на услуги междугородной и международной связи у ОАО «Дальсвязь» как у единственного поставщика?
В настоящее время на рынках услуг междугородной и международной, связи (далее – рынки) действуют два хозяйствующих субъекта – ОАО «Ростелеком» и ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком».
ОАО «Дальсвязь» входит в группу лиц ОАО «Ростелеком» и не имеет собственных полномочий на оказание услуг междугородной и международной связи. Выступая на данных рынках, ОАО «Дальсвязь» действует в качестве агента соответствующего оператора междугородной и международной связи на основе агентского договора.
В связи с изложенным, государственным и муниципальным заказчикам необходимо осуществлять размещение государственного и муниципального заказа на оказание данных
видов услуг путем проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в целях определения победителя из числа двух претендентов - ОАО «Ростелеком» и ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком».
16. ФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная ,монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Учитывая изложенное, к оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественной монополии можно отнести обеспечение технологического процесса по забору, транспортировке и передаче воды, а также прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказа оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и не требует согласования с ФАС России.
17. ФАС России сообщает, что пункт 2 статьи 55 Закона содержит исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе при возникновении потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществлять только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями (абзац 5 пункта 2 статьи 55 Закона).
Исходя из изложенного, ФАС России считает, что при размещении заказа на оказание необходимых Минюсту России услуг, которые наравне с другими исполнителями могут
оказывать ГУП «Мослифт», ГУП «Москоллектор», ГУП «Гормост», необходимо провести торги в соответствии с законодательством РФ в сфере размещения заказов. Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 Закона, то заказ может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (ФАС России).
18. ФАС России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)| осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов. кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов.
Следовательно, размещение заказов на закупку отечественных книг и подписку на отечественные периодические издания Библиотекой 'по естественным наукам Российской академии наук должно осуществляться путем проведения торгов.
19. ФАС России обращает внимание, что статья 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, ФАС России считает, что при размещении заказа на выполнение работ по информированию населения, а также на выполнение работ по изданию районной газеты «Твоя газета» муниципалитету МО Академическое необходимо провести конкурс в соответствии с законодательством РФ в сфере размещения заказов.
20. При размещении заказа у единственного источника в
случаях, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласование размещения заказа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не требуется.
21. ФАС России обращает внимание Заявителя на возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относится к сфере деятельности субъектов естественных монополии. В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в том числе, относятся услуги общедоступной электросвязи. В тоже время Законом о размещении заказов не предусмотрена обязанность государственного заказчика получать подтверждение о том, что лицо, с которым планируется заключить государственный (муниципальный) контракт, является единственным поставщиком.
22. ФАС России рассмотрел обращение Рособрнадзора о разъяснении положений пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказа) в части размещения заказа у единственного поставщика по обеспечению организации и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в регионах участниках эксперимента, и сообщает.
ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов одним из случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя) является потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями.
Учитывая, что полномочиями по обеспечению организации и проведению государственной (итоговой) аттестации
выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, наделены исключительно государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. ФАС России считает процедуру размещения Рособрнадзором заказа по обеспечению и проведению единою государственного экзамена у государственных органов управления образованием соответствующих субъектов Российской Федерации или в подведомственных им государственных учреждениях как у единственных поставщиков, соответствующей требованиям Закона о размещении заказа.
Вопросы и ответы по закупкам Евраева М.Я.
Семинар проводился в марте 2006 г.
Вопрос: Возможно ли расходование без проведения открытого конкурса выделенных бюджетных средств годовым объемом 230 тыс. рублей на приобретение разнородных товаров в течение года по мере возникновения необходимости?
Ответ: Да. Главное, чтобы закупка однородных товаров и услуг на сумму менее 60 тыс. рублей проводилась не чаще чем раз в квартал.
Вопрос: Имеет ли право администрация города разместить заказ по выполнению работ для муниципальных нужд в подведомственных ей муниципальных предприятиях как у единственных поставщиков услуг?
Ответ: Нет. Ответ очевиден, поскольку есть закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика, он установлен в статье 55 закона.
Вопрос: Является ли нарушением законодательства заключение в 2006 году государственного контракта по обеспечению лекарственными средствами с хозяйствующим субъектом, являющимся правопреемником прав и обязанностей победителя конкурса без проведения нового конкурса?
Ответ: Да, это не является нарушением. Если была правопреемственность, то никаких нарушений нет.
Вопрос: Необходимо разъяснение по применению 15 статьи Закона о размещении заказов. Это особенности участия субъектов малого предпринимательства в процедуре по размещению государственного заказа.
Ответ: До тех пор, пока постановление Правительства Российской Федерации не вышло, соответственно и данная процедура не применяется. В переходных положениях по этому поводу в Законе о размещении заказов ничего не сказано.
Вопрос: Необходимо разработать рекомендации по ведению реестра недобросовестных поставщиков.
Ответ: Да, необходимо разработать данный нормативно - правовой акт в соответствии с Федеральным Законом. На сегодняшний день его нет, проект у нас есть, мы его с МЭРТом дорабатываем.
Вопрос: Может ли бюджетное государственное учреждение объединить функции государственного заказчика и застройщика?
Ответ: Смотря что под этим подразумевать? Если это просто так называется «заказчик-застройщик» - это одно, а если он же заказчик и он же исполнитель этого заказа, то нет.
Вопрос: Могут ли государственные унитарные предприятия (ГУПы) быть уполномоченными на осуществление функций государственного заказчика и могут ли они быть участниками размещения заказа?
Ответ: Уполномоченными на осуществление функций государственного заказчика в соответствии с 4 статьей Закона о размещении заказов ГУПы могут быть, если они являются получателями бюджетных средств.
Я хочу привести простой пример по поводу ГУПов. Наша Российская академия государственной службы - это государственное образовательное учреждение. Она является государственным заказчиком, и она же участвует в конкурсах на выполнение заказов для других ведомств. То есть, никаких противоречий здесь нет. И это достаточно частая ситуация.
Вопрос: Могут ли на совместных торгах принимать участие заказчики, финансируемые из разных уровней бюджетов и какой при этом порядок проведения процедуры размещения заказов должен применяться?
Ответ: Да, могут. В Законе о размещении заказов нигде не установлено никаких ограничений в этом плане так же. По соглашению сторон, как написано в Законе о размещении заказов. По этому поводу может быть принято постановление Правительства Российской Федерации. Сейчас оно разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
Вопрос: Возможно ли участие в торгах МУПов (муниципальных учреждений), единственным учредителем которых является муниципальный заказчик или орган местного самоуправления - уполномоченный на размещение заказа?
Ответ: Это очень интересный вопрос, поскольку у нас все муниципальные и унитарные предприятия сейчас являются аффилированными с заказчиками лицами, и по 9 статье закона «О конкуренции...» они все автоматически не могут принимать участие в размещении заказа. Имеется в виду у своего муниципалитета.
Справочно: статьей 9 Закона о конкуренции установлен запрет участия в торгах лиц. аффилированных с государственными или муниципальными заказчиками. В связи с применением указанного положения статьи 9 Закона о конкуренции может сложиться ситуация, при которой государственные и муниципальные унитарные предприятия не смогут принимать участие в торгах на размещение государственных и муниципальных заказов. В случае если указанные предприятия будут ограничены в доступе к участию в торгах, как предприятия, имеющие государственную или муниципальную форму собственности, то они будут находиться в неравных условиях по сравнению с хозяйствующими субъектами других форм собственности.
В то же время согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом в статье 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам торгов.
В связи с этим мы считаем нецелесообразным применение указанного положения статьи 9 Закона о конкуренции в случаях участия в процедурах размещения заказов государственных и муниципальных унитарных предприятиях на равных условиях с другими хозяйствующими субъектами.
Вопрос: Что делать там, где северные районы и у них МУП -единственный исполнитель по содержанию дорог. Тогда как? И, получается, что тот же самый заказчик не может разместить заказ у единственного поставщика. Для населенных пунктов, отдаленных от центра, - это громадная проблема.
Ответ: Если никто не пришел на торги, торги не состоялись, то вступает норма о закупке у единственного источника. И, пожалуйста, там никаких ограничений нет. Вы можете спокойно купить у единственного источника у этого МУПа по предварительному согласию с контролирующим органом. Здесь никаких проблем абсолютно нет. Контрольные органы, с которыми происходят подобные согласования, это контрольные органы муниципальные и субъектов Российской Федерации. на федеральном уровне - это федеральный орган.
Вопрос: Что делать завтра с городским пассажирским транспортом? Городской пассажирский транспорт - это МУПы. Какой муниципальный заказ? Дотации из бюджета на покрытие расходов по тарифам?
Ответ: Они могут быть напрямую из бюджета. МУПу из бюджета могут перечислять компенсацию этих расходов. Вот, например, в Москве так делается с Мосэнерго, где напрямую идет компенсация выпадающих недополученных доходов из бюджета г. Москвы за тепловую энергию, отпускаемую населению.
Вопрос: Считаются ли муниципальными нуждами закупки товаров, производимыми муниципальными учреждениями за счет средств, полученных в результате коммерческой деятельности?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ (далее Бюджетный кодекс), доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты, налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Таким образом, если средства, полученные от уставной коммерческой деятельности вашего учреждения учитываются в смете расходов и доходов бюджетных средств, то при использовании данных средств необходимо руководствоваться законом о размещении заказов.
Вопрос: Наличие у участника размещения заказа лицензии, срок действия которой истекает, является ли основанием для отклонения конкурсной заявки, тогда как действие лицензии по тем или иным причинам продлено быть не может, и под угрозу будет поставлено исполнение заказа?
Ответ: Этот вопрос довольно серьезный, потому что лицензия может заканчиваться через пять дней после того, как этот вопрос рассматривался. Но, тем не менее, такой причины для отказа в законе нет. Соответственно, и наличие у участника размещения заказа лицензии, которая скоро заканчивается, также не является основанием для недопущения данного участника к размещению заказа.
Дело заключается в том, что когда у него действие лицензии закончится, то либо он должен будет ее продлить, либо соответственно он не сможет осуществить те функции, те обязанности, которые он на себя взял по размещению заказа со всеми вытекающими отсюда последствиями, как для него, так и для заказчика. У заказчика тут будет инструмент - это гарантия обеспечения обязательств соответственно на покрытие его убытков или реестр недобросовестных поставщиков.
Вопрос: Какие преимущества, кроме преимущества в отношении предлагаемой цены могут быть предоставлены учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при их участии в размещении заказов?
Ответ: Никаких. Закон также четко оговаривает льготы и преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. До тех пор, пока не будет принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о том, в каких случаях применяются подобные льготы, данные льготы не применяются. Это очень существенный момент, потому что изначально предполагалось, что они будут применяться во всех случаях до 15% и это очень много. Мы опасались больших злоупотреблений в связи с тем, что через создание таких предприятий организаций инвалидов и т.д., как это у нас было ранее, будут проходить контракты нормальных хозяйствующих субъектов. И мы постарались вставить оговорку «в случаях, установленных Правительством Российской Федерации». Сейчас такие случаи прорабатываются и, я думаю, что мы постараемся сделать ограниченный перечень случаев, и не потому, что мы не считаем необходимым поддерживать инвалидов или уголовно-исполнительную систему, просто поддерживать их нужно другими способами - прямой поддержкой, а не таким образом, в ущерб конкуренции. И поэтому, конечно, мы постараемся сделать этот перечень максимально коротким.
Вопрос: Часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность заключения контракта на срок более одного года, если его предметом является выполнение работ, оказание услуг, длительность производства выполнения и оказания которых составляет более одного года согласно перечню. Перечень соответствующих работ и услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. До принятия данного перечня возможно заключение контракта на срок более одного года?
Ответ: Такого перечня пока нет. Соответственно, что можно сделать? На наш взгляд, можно сделать следующее. Можно заключить контракт на срок более года следующим образом: на один год в размере того финансового лимита, который выделен. Обязательства на первый год возникают сразу. Права и обязанности сторон на следующий период надо поставить под условие выделения бюджетных средств на следующий финансовый год. То есть часть прав и обязанностей вступают в силу при определенном условии. Это выход из той ситуации, которая сейчас сложилась.
Здесь необходимо только обратить особое внимание на то, что это распространяется только на работы и услуги. Ни в коем случае нельзя применять это правило к товарам, то есть нельзя закупать, допустим, канцелярию в течение нескольких лет у одного и того же поставщика по одному долгосрочному контракту.
Вопрос: Можно ли считать государственным заказом приобретение лекарственных средств и медицинского инструментария за счет средств, выделяемых из фонда ОМС, и поступающих лечебно-профилактическим учреждениям в рамках программы государственной гарантии оказания гражданам РФ бесплатной помощи?
Ответ: На внебюджетные источники также распространяются Закон о госзаказе, это четко предусмотрено в Законе.
Вопрос: Каким документом должна оформляться передача полномочий органов местного самоуправления на размещение заказов получателям бюджетных средств?
Ответ: В соответствии с уставами этих органов.
Вопрос: Федеральный закон о внесении изменений не отменяет статью 71 Бюджетного кодекса, устанавливающую что все закупки свыше 2 тысяч МРОТ осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов, тогда как 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказа на сумму свыше 60 тысяч рублей.
Ответ: Никаких проблем здесь нет. Их нужно смотреть по совокупности начиная с 60 тыс. рублей заключается государственный контракт. Противоречий между Бюджетным кодексом и 94-ФЗ в данном случае нет.
Вопрос: Как применительно к 94-ФЗ должна рассматриваться ситуация с обоюдным соглашением сторон об изменении условий контракта: увеличение, уменьшение стоимости, объемов, сроков поставки, замены части номенклатуры поставляемых товаров?
Ответ: В законе четко записано - не допускается, за исключением того случая, когда заказчик может изменить объем работ, услуг и цену на 5%. Иначе, если бы было разрешение изменять существенные условия контракта, то тогда изначально бы все их ухудшали, а потом бы их существенно улучшали. Мы прекрасно понимаем, какие злоупотребления при этом были бы.
Разъяснение: Еще хотелось бы отметить, что в новых статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях есть статья, предусматривающая
ответственность должностных лиц за нарушение условий государственного и муниципального контракта, который заключен на конкурсе.
Вопрос: В определенных случаях возникает необходимость внепланового оперативного проведения текущего ремонта (распоряжение о создании новых подразделений органов исполнительной власти, изменение штатной численности и т.д.), что не оставляет времени на проведение конкурсной процедуры. Каким образом возможно заключение контракта?
Ответ: Если сумма заказа не превышает 250 тыс.рублей, то возможно заключение контракта путем запроса котировок, более никак, потому что в законе четко прописана возможность закупки у единственного источника при возникновении обстоятельств непреодолимой силы. Других каких-либо случаев закупки по срочности не предусматривается.
Вопрос: Как проводить закупку услуг, предоставляемых авиакомпаниями, стоимостью свыше 60 тыс. рублей, и приобретаемых в рамках реализации распоряжения правительства в субъектах Российской Федерации по служебным командировкам?
Ответ: Вопрос сложный. Когда мы его обсуждали, мы пришли к следующему. Либо здесь идет запрос котировок, либо если сумма превышает 250 т. рублей, то идет отбор авиакомпаний на год. которая будет предоставлять данные билеты, и выкупать у нее. Здесь есть определенные недостатки, скажем так. потому что может не оказаться того рейса, который вы хотели в тот день, в который вы хотели бы улететь. Как вариант - это может быть какое-то агентство или туристическая компания, которая вам предоставляет авиабилеты в любой авиакомпании, а вы заказываете данную услугу именно у этого агентства. Это как вариант. Закон новый - и есть хорошая возможность для творчества у заказчиков, потому им придется каждый раз смотреть, какую именно процедуру им избрать и как ее оформить.
Вопрос: Как действовать, если заявка на проведение конкурса была подана до 1 января 2006 года, а сам конкурс и его итоги были подведены в 2006 году, но при этом жалобы на действия конкурсной комиссии поступают в 2006 году?
Ответ: Мы не можем рассматривать по новому закону те случаи, которые происходили при размещении заказов по старому закону. Мы можем рассматривать подобные нарушения по антимонопольному законодательству (ст. 9).
Вопрос: Доступ к Интернету в большинстве населенных пунктов отсутствует. Муниципальные образования не могут выполнить требования 94-ФЗ?
Ответ: Здесь нужно сказать, что, конечно, Интернет в большинстве населенных пунктов отсутствует и здесь есть два момента. Первый, каким образом передать информацию, второй -где ее разместить. Если говорить о том, где ее разместить, то размещается тогда эта информация на официальных сайтах соответствующих субъектов Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации есть доступ к Интернету и есть свои сайты. И это требование не только 94-ФЗ, но и требование Земельного кодекса Российской Федерации, это же предусмотрено в новом постановлении Правительства Российской Федерации по ЖКХ, по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирным домом. И второй вопрос - это вопрос по поводу того, каким образом передать эти данные. Здесь сложнее. Если нет совсем никакой возможности передать информацию по Интернету, то это делается либо по факсу, либо по телефону. Других вариантов мы предложить не можем. Здесь есть одно предложение, касающееся данной проблемы, как раз следующий вопрос. Предлагается, чтобы антимонопольные органы имели доступ к системе ГАЗ-выборы для отправки сообщений по электронной почте. Мы подумаем на эту тему. Этот вопрос нужно изучить, будем иметь в виду.
Вопрос: По поводу размещения, проблема с Интернетом в сельских регионах.
Ответ: Во-первых, это не такая острая проблема, объемы заказов в сельских регионах маленькие. 90%, наверное, заказов не будут подпадать под действие 94-го закона, т.е. до 60 тысяч рублей. Если заказы крупные, то они будут готовиться более серьезно и вопрос о размещении будет решен заказчиком. Хотя проблема существует. В законе предусмотрена большая степень использования Интернета, но пока многие муниципальные образования технически к этому не готовы.
Вопрос: Пункт 2 статьи 19 Закона о размещении заказов. Контракты расторгаются в связи с существенным нарушением контракта. Какие нарушения могут быть признаны существе иными?
Ответ: Существенными будут признаны, видимо, нарушения требований, изначально указанных в конкурсной документации. То есть те требования, которые были установлены заказчиком в конкурсной документации, являются существенными условиями контракта. Потому что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, кроме каких-то обязательных условий, установленных ГК РФ (а таких существенных условий очень мало), существенными признаются те, которые стороны для себя считают существенными. . Соответственно, если заказчик в конкурсной документации устанавливает четкие требования по поставке, по оплате товара - это является существенными условиями контракта. Поэтому для заказчика очень важно полноценно сформировать требования по условиям контракта в конкурсной документации.
Вопрос: Правомерно ли заключение бюджетным учреждением контракта в пределах утвержденной сметы на "поставку товаров для собственных нужд (канцтовары, сотовая связь и прочее) без применения процедуры закона о размещении заказов.
Ответ: Нет. Да. если только размещение заказа происходит на сумму до 60 тыс.рублей.
Вопрос: Вправе ли заказчик, уполномоченный орган требовать предоставление участниками списка лиц, аффилированных с заказчиком, уполномоченным органом, их сотрудниками или между собой?
Ответ: Не вправе, поскольку в перечне того, что может требовать заказчик, этого нет.
Вопрос: Каков механизм реализации пункта 2 части 2 статьи 11 для участников конкурса при размещении заказа (отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков)?
Ответ: Механизм реализации прост. Что касается реестра недобросовестных поставщиков, который должен вестись ФАС России, то механизм реализации будет урегулирован. Пока постановление отсутствует, субъекты Российской Федерации в соответствии с переходными положениями (ст. 65 Закона о размещении заказов) могут самостоятельно вести такие реестры. Когда появится постановление Правительства, все сведения о недобросовестных поставщиках будут сведены в одну базу. Если сейчас субъекты Российской Федерации не ведут реестры недобросовестных поставщиков, соответственно этого не делается в принципе.
Вопрос: Каков механизм взаимодействия уполномоченных надзорных органов (федеральных, региональных, муниципальных) при осуществлении госконтроля за соблюдением закона о госзакупках?
Ответ: Общие принципы взаимодействия урегулированы статьями 17 и 57 Закона о размещении заказов: речь идет о проведении внеплановых проверок и порядка рассмотрения жалоб. Механизма взаимодействия как такового в Законе о размещении заказов не установлено. Этот механизм нам самим предстоит выработать (порядок взаимодействия с контрольными органами субъекта и муниципалитета), над этим мы сейчас работаем.
Вопрос: Каков механизм формирования реестра недобросовестных поставщиков на региональном уровне при выделении финансовых средств из бюджета субъекта?
Ответ: Сам субъект решает в данном случае, каков механизм формирования у него реестра. Статьей 65 Закона о размещении заказов это отдано на решение субъекта, если нет федерального реестра.
Вопрос: Как часто можно размещать заказ на сумму до 60 тыс.рублей без проведения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов (квартал, полугодие, год)?
Ответ: К сожалению, в процессе окончательного редактирования Закона о размещении заказов в парламенте, пропала норма о том, что не допускается дробление заказа на части. А мы еще изначально хотели оставить прямую норму, о том, что не допускается закупка одноименных товаров, работ, услуг, на сумму, превышающую 60 тыс.руб. в квартал, также, как и по запросу котировок: 250 тысяч в квартал. Пока этой нормы нет, мы постараемся ее предусмотреть при ближайшем внесении изменений в этот закон. Но пока, я думаю, что мы будем применять ее исходя из целей Закона о размещении заказов (предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов), из аналогии норм закона (т.е. есть аналогия норм о запросе котировок), а также статьи 7.29 КоАП РФ.
Разъяснение: Если посмотреть статью 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2-я часть этой статьи говорит о нарушениях при закупках одноименной продукции, предусмотрено такое нарушение, как осуществление должностным лицом заказчика без заключения контракта закупки одноименных товаров, работ, услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Частью 3 статьи 12 Закона о размещении заказов установлены такие требования к участникам размещения заказа, как отсутствие в отношении них процедуры банкротства и отсутствие задолженности по налогам и сборам. Данную информацию должны предоставлять соответствующие органы в течение 10 дней. Насколько будут соблюдены сроки, и как это повлияет на общий срок проведения конкурса, внесены ли соответствующие изменения.
Ответ: Соответствующее изменение внесено только в Налоговый кодекс Российской Федерации. Там четко установлены обязанности налоговых органов давать _такую информацию. Во всех других случаях никаких изменений пока не внесено. Изначально, когда мы прописывали эту обязанность, кто должен представлять соответствующие документы - заказчик или поставщик, или потенциальный поставщик - участник торгов, мы. конечно, исходили из того, что это ни в коем разе нельзя возлагай, на потенциальных участников конкурса, на потенциальных поставщиков. Потому что иначе они столкнутся со всеми проблемами государственных органов. И логика наша была следующая: органы власти должны самостоятельно решать проблемы внутри себя. Соответственно, когда государство наладит механизм оперативного обмена информацией между органами власти, значит, и участники будут получать информацию оперативно. До тех пор, пока государство это само не сделало, значит, государство и будет страдать, но ни в коем разе нельзя перекладывать эту проблему на предпринимателей и гонять их за справками, которые получить невозможно.
Вопрос: Насколько подготовлены информационные сайты субъектов Российской Федерации?
Ответ: Во многих муниципалитетах понятно, что нет. а в субъектах Российской Федерации — да там за этим следят, смотря! и, по крайней мере, когда мы общаемся с руководителями некоторых агентств по госзаказам, субъекты Российской Федерации очень внимательно смотрят, изучают закон, звонят нам, задают вопросы.
Проверить, есть или нет у субъекта официальный сайт, помимо официального запроса в субъект, можно и путем просмотра информации на официальном Российской Федерации о размещении заказов, там есть ссылки на все сайты субъектов Российской Федерации, посвященные госзакупкам.
В качестве примера - агентство по размещению заказов в Калининградской области. Оно будет проводить торги не только для субъектов, но и для муниципальных образований. Конечно, в муниципальных образованиях эта идея совсем не понравилась. Но они сейчас этот вопрос увязывают с получением субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. Все, кто не хотят, те соответственно не получают данные субвенции. Но те, кто хотят получать субвенции, они понимают, что это служит целям прозрачности, открытости, экономии и, в конце концов, их же собственных средств - средств муниципальных бюджетов.
Вопрос: Какие организации могут выступать в качестве специализированной организации?
Ответ: В качестве специализированной могут выступать любые организации в соответствии со статьей 6 Закона о размещении заказов. Единственное, что специализированная организация „отбирается только на торгах. Не может быть запрос котировок, даже если там 10 тысяч рублей - все равно только на торгах.
Вопрос: Когда выйдут подзаконные правовые акты по развитию положений 94-ФЗ?
Ответ: Они выйдут по-разному. Те, которые очень сложные, конечно, выходят тяжело. Например, постановление о том, что будет закупаться на конкурсах, что на аукционах, мы обсуждаем уже два месяца. Два месяца с половиной и вариаций он претерпел уже штук 40 и, я думаю, что еще месяца полтора - два на это уйдет. Это очень сложная работа, потому что написать что-нибудь очень быстро и издать - мы можем запросто, только потом с ним мучиться будут по всей стране.
Вопрос: Планируется ли регламентировать на федеральном уровне процедуру запроса сведений об отсутствии у участников задолженности перед бюджетом, ареста на имущество, ненахождения в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности?
Ответ: Предполагается внести изменения и во все правовые акты, так, чтобы это было удобно для всех заказчиков, на всех уровнях бюджетной системы.
Вопрос: Относится ли к понятию «законодательство Российской Федерации и иные нормативные акты Российской Федерации о закупках» антимонопольное законодательство?
Ответ: Да, в соответствии со статьей 2 Закона о размещении заказов относится, поскольку в Законе о конкуренции 9 статья прямо регламентирует антимонопольные требования к процедуре размещения заказов. И вообще, если говорить об антимонопольном законодательстве, то получается, что в одном лице мы, по сути, предстаем в двух лицах - и антимонопольный орган (пользуемся Законом о конкуренции), и контролирующий орган (по 94-ому закону). Это позволяет нам применить различный инструментарий, для того чтобы добиться тех целей, которые мы перед собой ставим как контролирующий орган.
Вопрос: Каким образом регулируются конкурсы, на которых не может быть установлена цена контракта?
Ответ: Это очень сложный вопрос, потому не на все конкурсы может быть установлена цена контракта. Нам бы хотелось подразумевать под ценой контракта общую стоимость контракта, но в некоторых случаях мы, честно говоря, в затруднении, можно ли такое сделать. Например, когда закупаются лекарственные средства, и изначально органы власти не знают, какой объем лекарственных средств ему будет необходим, потому что это зависит соответственно от количества обращений тех людей, которым предполагается данное лекарственное средство. В этих случаях, мы думаем, что, наверное, допускается подразумевать под ценой контракта цену единицы (цена единицы товара при предполагаемом объеме), которая закупается. Здесь, конечно, есть возможность для злоупотреблений, потому что цена во многом зависит от того, какая партия. И если партия состоит из 5 единиц, это одна цена, если партия состоит из 5 тысяч единим, это другая цена.
Возможно, заказчик закупает продукцию на сумму от 400 до 700 тыс.руб., т.е дает ограниченную вилку, потому что он точно 'определить не может. Мы сейчас смотрим, можно ли так определять цену, чтобы это не противоречило соответственно прямым нормам закона. Потому не всегда можно определить сразу количество того, что будет закупаться, а, следовательно, и сумму контракта.