История архива
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОЗДАНИИ, РАЗВИТИИ АРХИВНОГО ДЕЛА В КАНАШСКОМ РАЙОНЕ
Создание архива в Канашском районе непосредственно связано с проведением административной реформы в Чувашской Республике. В сентябре упразднено административно- территориальное деление Чувашской АССР на 5 уездов и 53 волости и утверждены районы: 17 районов, в том числе Канашский район с центром в г. Канаш.
Как следует из архивных документов, по состоянию на 1 октября 1929 года в Канашском районе функционировал подведомственный архив архивного органа НКВД, который также подчинялся Президиуму Канашского райисполкома. Ответственный за районный архив работал по совместительству.
С 1 января 1936 года была введена должность заведующего районным архивом.
В соответствии с постановлением Совнаркома Чувашской АССР от 27 августа 1936 года «Об упорядочении архивного дела в районах, учреждениях, предприятиях и организациях в Чувашской АССР» были проведены мероприятия по укреплению материально- технической базы районного архива.
Как видно из информационного отчета «О работе Канашского районного архива за 2 квартал 1938 года», архивохранилище было маленькое - 20, 25 кв. м., протяжение стеллажных полок - 27, 5 погонных метров. В это время в районе существовало 27 сельских советов, 47 колхозов. На хранение были приняты документы 9 сельских Советов и 6 колхозов. В соответствии с указанием Центрального архивного управления Чувашской АССР от 26 апреля 1938 года «О формировании архивного фонда» открыт фонд № 1 Канашского районного архива.
Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 4 марта 1939 года архивные учреждения республики были переданы в ведение Наркома внутренних дел Чувашской АССР.
29 марта 1941 года СНК СССР утвердил Положение о Государственном архивном фонде- ГАФ СССР. Положение определяло состав и организацию ГАФ, устанавливало единую сеть государственных архивов. В соответствие с данным Положением СНК Чувашской АССР 14 июня 1941 г. принял постановление «О мерах по организации работы архивных учреждений». Районные архивы становились хранилищами с переменным составом документов, передачи их в Центральный государственный архив республики.
Районные и городские архивы в соответствии с Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23 сентября 1955 года № 295 «О городских и районных государственных архивах Чувашской АССР» переданы в административно- хозяйственное подчинение городских и районных исполкомов.
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23 января 1962 года № 38 все архивные учреждения Чувашской АССР были переданы в подчинение Совета Министров Чувашской АССР. Такое положение архивов на местах сохранялось до начала 1990 – ых годов; они, являясь архивами с переменным составом документов, находились как в ведении органов исполнительной власти районов и городов, так и республиканского органа управления архивным делом - Архивного Управления при Совете Министров Чувашской АССР .
Дальнейшее совершенствование организационно - правовой базы районного архива и развитие архивного дела района непосредственно связано с архивным законодательством республики.
Так, 16 декабря 1994 года Государственным Советом Чувашской Республики был принят закон «Об архивном фонде Чувашской Республики и архивах», в соответствии с которым архивы на местах становились архивами с постоянным составом документов. Также предусматривалось создание в городах и районах республики органов управления архивным делом.
С 1995 по 2004 год органом управления районным архивным делом являлся отдел по делам архивов администрации Канашского района. Орган управления архивным делом в районе являлся структурным подразделением администрации района. 12 сентября 1996 года Канашским районным Собранием депутатов принят Устав района, в соответствии с которым к компетенции самоуправления района относился «организация и содержание районного архива».
Постановлением главы администрации Канашского района от 21. 02. 2005 года № 78 утверждена структура администрации района, в соответствии с которой органом управления архивным делом является отдел организационно - контрольной, кадровой работы и архивного дела администрации Канашского района, непосредственная работа по ведению районного архива возлагалась на главного специалиста этого отдела.
16 октября 2005 года состоялись выборы в представительные органы местного самоуправления и главы местного самоуправления. Руководствуясь Федеральным законом № 131- ФЗ «»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава 3, ст. 15 п. 16 «Формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений»), Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (ст. 19, п. 15 «Формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений») 14 августа 2006 года постановлением главы Канашского района № 478 вновь был образован отдел по делам архивов администрации Канашского района.
По состоянию на 1 января 2023 года в архиве всего 64 источника комплектования, паспортизацию прошли 64 организаций, из них 37 организации имеют номенклатуры дел, согласованные с архивом, 30 организации имеют инструкции по делопроизводству.
Всего 5 негосударственных организаций, из них 5 имеют номенклатуры дел, инструкции по делопроизводству не разработаны. В 5 организациях выделены площади под хранилище, штатные работники отсутствуют.
В источниках комплектования хранятся всего – 5776 ед. хр., в том числе похозяйственные книги - 1780 (1983-2019), из них внесены в описи и утверждены с ЭПК - 4429 ед. хр. (что составляет 76,6 %.), в том числе 1734 ед.хр. – похозяйственные книги (1983-2019). Сверх установленного срока хранятся – 2624 ед. хр. за 2006-2016 годы
Документы по личному составу –5729 ед. хр. (1929-2019) , из них внесены в описи, согласованы с ЭПК - 4927 ед. хр. (1929-2018), что составляет 86%. За год образуются - 324 ед.хр., в том числе 212 ед. – постоянного хранения, 112 – по личному составу.
В негосударственных организациях содержатся – 698 ед. хр., крайние даты 1996 - 2019 гг., из них внесены в опись, согласованы с ЭПК – 650 ед. хр., крайние даты 1996 - 2019 гг., что составляет 93,1 %. Всего 2520 ед. хр. (1939-2019) по личному составу, внесены в описи и согласованы с ЭПК - 2446 ед.(1939-2019) хр., что составляет 97%. За год образуются 53 ед. хр., в том числе 44 – по личному составу, 9 – постоянного хранения.
За 2022 год исключенных из источников комплектования фондов не имеется.
В 2022 году выдано 1650 ответов на запросы, в том числе: 1066 – социально-правовых и 584 – тематических. С положительным результатом – 1576, что составляет 95,5% (АППГ – 1578, в том числе 1049 – социально – правовых и 529 – тематических). Имеется 5 помещений, одно из которых для приема граждан и 4 архивохранилища, однако 2 из них не соответствуют нормам. Загруженность архива составляет 95%
В штате числится 2 специалиста, оба с высшим образованием, в возрастной категории от 30 до 49 лет, стаж работы в архиве до 5 лет.