Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

2023 год

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2023 году всемирная организация потребителей (Consumers International) объявила тему Всемирного дня прав потребителей – «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии», празднование которого проходит 15 марта.

          В этом году защитники прав потребителей решили объединить усилия для решения проблем климатического кризиса, перехода к экологически чистой энергии, и обеспечения недорогой, доступной и питательной пищей всех людей. Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Для чего первостепенным является сокращение выбросов парниковых газов, решение проблемы утилизации отходов, переход на экологичное топливо.

       Россия является стороной Парижского соглашения по климату, по которому государства-участники приняли на себя обязательства к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, что должно удержать прирост глобальной средней температуры ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и предотвратить риски негативных климатических изменений для всей планеты.
Немалый вклад в общий уровень выбросов углеродных газов вносит и электроэнергетика, с учетом чего особенно важно срочно предпринять шаги по качественной структурной перестройке этой отрасли, основанной на максимальном расширении сферы использования возобновляемых низкоуглеродных источников энергии.
        На сегодня в нашей энергосистеме работает порядка 5,7 ГВт установленной мощности объектов возобновляемой энергетики, получающих специальные меры поддержки. К таким объектам относятся солнечные и ветроэнергетические станции, малые ГЭС, объекты геотермальной энергетики, объекты по выработке энергии на базе термической переработки (сжигания) отходов, объекты, использующие в качестве топлива биогаз и биомассу.
      Кроме этого, российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3 % — это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС — 19,1 %, ВИЭ — 0,5 %). Еще 47,7 % электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.

       В целях эффективной и планомерной реализации обязательств по Парижскому соглашению и соответствующих руководящих документов Главы государства, нами' разработан прогноз перспективного баланса электрической энергии до 2050 года, которым предусматривается дальнейшее существенное увеличение доли низкоуглеродной генерации. Так, мы планируем, что к 2050 г. на долю выработки электрической энергии угольными ТЭС придется чуть менее 5 %, газовыми ТЭС — 38 %, АЭС — порядка 25 0 /о, ГЭС — 19 0 /о, ВИЭ — 12,5 0/ о.
Программы рыночной поддержки ВИЭ-генерации предусматривают возможность для тех проектов, которые прошли ежегодный конкурсный отбор по критерию минимальной цены поставки на 15-лений период, окупать привлеченное финансирование.

     Такой механизм позволяет стимулировать долгосрочные договорные отношения, а также отбирать проекты с наиболее высокими характеристиками с точки зрения их энергоэффективности. Российским Правительством в 2021-22 гг. приняты решения о продлении указанных программ как для крупных объектов ВИЭ, так и для объектов малой ВИЭ-генерации на период до 2035 года, после чего, как мы рассчитываем, будет достигнут «сетевой паритет» и стоимость производства электроэнергии данными объектами сравняется со средней стоимостью электроэнергии, получаемой потребителями из внешней сети.
      В России также изучается возможность реализации проектов не только малых ГЭС, но и иных экологически чистых гидрогенерирующих мощностей (крупные ГЭС свыше 50 МВт установленной мощности). Проведена работа по актуализации перечня приоритетных проектов создания объектов гидрогенерации и закреплению их в документах перспективного планирования энергосистем.

      Такой перечень включает 8 проектов ГЭС суммарной установленной мощностью порядка 4,7 ГВт, располоменных в регионах Сибири и Дальнего Востока, и 6 проектов ГАЭС суммарной установленной мощностью порядка 6,5 ГВт.
Реализация данных проектов может быть востребована в период до 2040 года для обеспечения прогнозируемого роста спроса на электрическую энергию и мощность. В настоящее время прорабатываются оптимальные механизмы привлечения как государственных, так и частных инвестиций в эти проекты (с учетом их высокой капиталоемкости).
        Стоит упомянуть и меры стимулирования вовлечения во вторичный оборот различных видов отходов (в частности, федеральный проект «Чистая страна» и отдельный план действий по вовлечению золошлаковых отходов тепловых электростанций во вторичный хозяйственный оборот), которые способствуют в том числе утилизации неиспользуемых отходов от деятельности электростанций.

        Такая политика привела и к интенсивному развитию российского энергетического машиностроения ВИЭ. С учетом этого для нас было бы принципиально важным развитие и углубление стратегического партнерства в том числе со странами Азии и Африки.
         Для России это сотрудничество представляет интерес как с точки зрения создания современных совместных промышленных предприятий на нашей территории, так и с точки зрения расширения новых рынков сбыта российского оборудования и технологий ВИЭ. Для российских оптовых участников рынка наличие обязательной доли экспортных контрактов как раз является одним из условий предоставления им выше упомянутых мной мер поддержки.

          Важно для нас и создание системы подтверждения углеродной нейтральности продукции в части использования низкоуглеродных источников при ее производстве. Для решения этой задачи нами предложено введение института атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии. Законопроект, подготовленный на основании всестороннего анализа международной практики аналогичной системы сертификации, ожидается к принятию в ближайшие сроки. Надеемся внедрить эту систему в ближайшее время и предпринять меры по ее интеграции с международными системами сертификации продукции.

Граждане, по интересующим вопросам, могут получить консультации в Территориальном отделе Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш  по телефону: +7 (83533) 22449, Центр Гигиены и Эпидемиологии ЧР  в городе Канаше  по телефону: +7 (83533) 2-23-57.

Также по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора, по телефону: 8-800-555-49-43, работающему в круглосуточном режиме.