Канашский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Канаш муниципаллӑ округӗ

Обеспечение пожарной безопасности в пожароопасный период на территории Чувашской Республики

За истекший период 2024 года (на 15.04.2024) на территории республики зарегистрирован 341 пожар (АППГ – 410 пожаров, снижение на 17% или                   на 69 пожаров), на которых погибло 22 человека (АППГ – 26, снижение на 15% или на 4 человека), травмы различной степени тяжести получили 19 человек                 (АППГ – 36, снижение на 47% или на 17 человек), в том числе 3 детей                  (АППГ – 8, снижение на 63% или на 5 человек).

Рост количества пожаров зарегистрирован в 6 муниципальных образованиях республики: Мариинско-Посадский, Чебоксарский, Шумерлинский, Яльчикский, Янтиковский муниципальные округа и г. Новочебоксарск.

Рост количества погибших на пожарах и от их последствий зарегистрирован в 7 муниципальных образованиях: Батыревский, Вурнарский, Комсомольский, Порецкий, Чебоксарский, Яльчикский муниципальные округа и г. Шумерля.

При этом, зарегистрировано 9 ландшафтных пожаров (АППГ – 55), из них              4 пожара обнаружены средствами космического мониторинга. Общая площадь ландшафтных пожаров составила 8,75 Га (АППГ – 179,52 Га).

По всем фактам ландшафтных пожаров проводится работа по сбору сведений для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Ежегодно значительная часть пожаров приходится на пожароопасный период (с 01 апреля по 16 октября).

Так, за пожароопасный период 2023 года произошел 991 пожар (АППГ – 980), на которых погиб 21 человек (АППГ – 26), травмы различной степени тяжести получили 43 человека (АППГ – 48).

За весенне-летний пожароопасный сезон 2023 года на территории Чувашской Республики произошло 20 лесных пожаров, основная доля которых,             а именно 95% или 19 случаев произошли на землях государственного лесного фонда. Кроме того, 1 случай имел место на землях особо охраняемых природных территорий (ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане»).

Количество пожаров увеличилось в 2 раза, а их площадь в 4,3 раза                 (АППГ – 10, на площади 4,79 Га).

Серьезной проблемой остаются ландшафтные пожары (пожары сухой травы). В 2023 году зарегистрировано 155 таких пожаров. Площадь, пройденная огнем, составила более 420 га. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество пожаров сухой травянистой растительности увеличилось на 80 % (+69, АППГ – 86), а площадь, пройденная огнем – более чем в 5 раз (АППГ – 74 Га).

Основной причиной возникновения ландшафтных пожаров по-прежнему            остается человеческий фактор.

В результате таких пожаров в 2023 году произошло 11 переходов огня                   с травы на строения, в результате которых уничтожено и повреждено 26 строений различного назначения.

За выявленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе повлекшие пожары и их распространение, возбуждено 166 дел                                        об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила более  1 млн. рублей.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2024 года реализованы следующие мероприятия. Приняты организационные и планирующие документы.

Пожароопасный сезон на территории республики начался с 01 апреля 2024 года.

В период с 11 по 19 марта 2024 г. межведомственной комиссией проведена проверка готовности сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Чувашской Республики к действиям по предназначению в пожароопасный сезон 2024 года.

Исходя из результатов проведенной проверки и выявленных недостатков Чувашская Республика в целом «ограниченно готова» к выполнению задач                        по предназначению пожароопасный сезон 2024 года.

По результатам последней комплексной проверки готовности установлено, что региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Чувашской Республики в настоящее время обеспечивает охват лишь 25% населения.

 В целях максимального охвата населения информированием об угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций предлагается в рамках осуществления профилактической работы обеспечить доведение до населения информации о необходимости установки на сотовых телефонах мобильного приложения «МЧС России».

Мобильное приложение «МЧС России» позволит населению получить оперативную информацию об угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, сориентироваться и найти информацию о действиях                      в случае чрезвычайных ситуаций, а также формировать культуру безопасного поведения.

Итогом реализации предлагаемых мероприятий станет повышение безопасности населения.

Также информирую о необходимости установки главам органов местного самоуправления и ответственным лицам мобильного приложения «Термические точки».

Мобильное приложение «Термические точки» позволит оперативно отреагировать, в первую очередь, на возможные природные пожары, зафиксированные системами космического мониторинга в режиме реального времени.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
от 18 марта 2024 г. № 116 утверждены перечни населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (204 населенных пункта), территорий организаций отдыха детей                   и их оздоровления (13 территорий), подверженных угрозе лесных пожаров, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров (24 территории).

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации реализуются внеплановые проверки в отношении 24 органов местного самоуправления, имеющих на подведомственной территории 204 населенных пункта, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, 13 организаций отдыха детей и их оздоровления,                        24 территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров.

Также в настоящее время реализуются внеплановые выездные проверки                          в отношении исполнительных органов Чувашской Республики по реализации ими полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при прохождении паводкоопасного периода и пожароопасного сезона.

В пожароопасном сезоне 2024 года необходимо обеспечить работу межведомственных групп по обследованию территорий, имеющих общую границу с лесными участками, а также иных земельных участков в части контроля за соблюдением порядка выжигания сухой травянистой растительности, порядка использования открытого огня и разведения костров, а также оперативной проверки термических точек, обнаруженных средствами космического мониторинга.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 марта 2024 г. №117 с 10 апреля 2024 года на территории Чувашской Республики введен особый противопожарный режим, которым предусмотрены дополнительные требования пожарной безопасности.

Кроме того, введено 22 особых противопожарных режима муниципального уровня.

На период действия особого противопожарного режима установлены дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе:

запрет въезда транспортных средств в леса и посещение гражданами лесов при IV-V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;

запрет разведения костров, приготовление блюд на углях, сжигание твердых коммунальных отходов, мусора на землях лесного фонда и прилегающих к ним территориях, выжигание сухой травы, в том числе на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, к землям сельскохозяйственного назначения, к защитным и озеленительным лесным насаждениям, а также проведение иных пожароопасных работ (за исключением строительно-монтажных работ, неотложных аварийно-восстановительных работ);

необходимость информирования населения Чувашской Республики               об установлении на территории республики особого противопожарного режима, угрозе пожаров в лесах и соблюдении правил пожарной безопасности,                             об обстановке, складывающейся с пожарами, в том числе при ее ухудшении, через средства массовой информации и сеть «Интернет».

За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима в соответствии с ч.2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии со статьей 10.9 Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях за сжигание мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования предусмотрена административная ответственность.

Полномочия по применению данной статьи предоставлены должностным лицам исполнительных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления.

Справочно:

Статья 10.9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22                 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»

  1. Сжигание мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования (в том числе на дорогах, проездах, тротуарах и пешеходных дорожках), кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления муниципальных и городских округов, если эти действия не влекут ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Впереди у нас длительные майские праздники, на которые прогнозируется плюсовая температура, ветер. Традиционно население выезжает на участки, производит их уборку, а нередко сжигает сухую траву и мусор с нарушениями требований пожарной безопасности. Также фиксируется массовый выезд                      на природу отдыхающих, которые несмотря на действующие запреты, разжигают костры, мангалы с риском возникновения пожаров и наступления негативных последствий. В это период призываем мобилизовать работу профилактических групп по контролю и пресечению нарушений, информированию населения                         о мерах пожарной безопасности, об ограничениях и запретах, установленных                   в период действия особого противопожарного режима.

 

 

 

 

Выписка из Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                          от 16 сентября 2020 г. № 1479

 

п. 63. Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках                 населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что:

участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается                     на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты;

территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим;

лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения.

п. 66. На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия.

  1. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

п. 73. Не допускается разводить открытый огонь (костры) в местах, находящихся за территорией частных домовладений, на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. После завершения мероприятия или при усилении ветра костер или кострище необходимо залить водой или засыпать песком (землей) до полного прекращения тления углей.

  1. Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

 

 

Выписка из Приложения № 4

к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации

 от 16 сентября 2020 г. № 1479

 

Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:

а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;

б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров -от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек;

в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;

г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.

При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров.

В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 метров.

Использование открытого огня запрещается:

на торфяных почвах;

при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;

при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра;

под кронами деревьев хвойных пород;

в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения;

при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения;

при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду.

В процессе использования открытого огня запрещается:

осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества;

оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления);

располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения.

После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ

о населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей

и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров

 

п/п/

Муниципальный (городской) округ

Населенные пункты, подверженные угрозе природных пожаров

(кол.)

Детские лагеря, подверженные угрозе лесных пожаров

(кол)

Садоводческие товарищества, подверженные угрозе лесных пожаров

(кол.)

1.                  

Алатырьский

32

 

 

2.                  

г.Алатырь

1

1

 

3.                  

Аликовский

4

 

 

4.                  

Батыревский

5

 

 

5.                  

Вурнарский

11

 

 

6.                  

Ибресинский

24

 

 

7.                  

Канашский

7

1

 

8.                  

г.Канаш

 

 

1

9.                  

Козловский

5

 

 

10.              

Комсомольский

4

 

 

11.              

Красноармейский

 

 

 

12.              

Красночетайский

9

 

 

13.              

Марпосадский

9

1

1

14.              

Моргаушский

11

4

 

15.              

г. Новочебоксарск

1

 

 

16.              

Порецкий

13

 

 

17.              

Урмарский

6

1

 

18.              

Цивильский

4

 

 

19.              

Чебоксарский

5

2

3

20.              

Шемуршинский

10

 

 

21.              

Шумерлинский

33

 

 

22.              

г.Шумерля

1

1

 

23.              

Ядринский

2

 

 

24.              

Яльчикский

2

 

 

25.              

Янтиковский

1

 

 

26.              

г. Чебоксары

4

2

19

 

ИТОГО

204

13

24